Меню

Мышцы языка в тонусе

Логопедический массаж при пониженном тонусе мышц

Для начала разберемся с определением «пониженный тонус мышц». Как правило, под этим термином скрывается, так называемый, «вялый язык». Так, ребенок не может самостоятельно без какой-либо помощи поднять язык вверх (он попросту падает вниз, как камень), отвести его в сторону, удержать в одном положении более пяти секунд.
Такое положение дел естественно отрицательно влияет на состояние звукопроизношения. Следовательно, возникает вопрос: а что же с этим делать?

●Помимо артикуляционной гимнастики на общее и местное укрепление мышц языка существует и логопедический массаж.
При пониженном тонусе мышц его рекомендуется выполнять интенсивно, с нажимом, применять такие приемы массажа, как: растирания, разминания и пощипывания.

●Комплексный логопедический массаж при, так называемом, паретическом синдроме (наш «вялый язык») начинают выполнять со лба:
•Упражнение 1. Поглаживание лба указательным, средним и безымянным пальцами обеих рук по направлению от середины к вискам (6-8 раз).
•Упражнение 2. Разминание лба вторыми фалангами указательного, среднего и безымянного пальцев обеих рук, сжатых в кулаки (6-8 раз).
•Упражнение 3. Растирание лба первыми фалангами указательного, среднего и безымянного пальцев обеих рук, при котором кожный покров лба натягивается (4-6 раз).
Существуют и другие вариации массажных упражнений для лба, однако для первой серии логопедического массажа при пониженном тонусе мышц этих трёх упражнений будет достаточно.

●После массажа лба необходимо перейти к щекам:
•Упражнение 1. Поглаживание, растирание и разминание щек обеими руками по направлению от носа к ушам (6-8 раз).
•Упражнение 2. Вращательные поглаживающие движения против часовой стрелки по поверхности щек указательным, средним и безымянным пальцами обеих рук (8-10 раз).
•Упражнение 3. Поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей указательным и средним пальцами обеих рук (8-10 раз).

●Далее массажу подвергаются губы:
•Упражнение 1. Поглаживание губ от середины к углам подушечками указательных пальцев обеих рук (8-10 раз).
•Упражнение 2. Лёгкое растирание губ от середины к углам указательными пальцами обеих рук (4-6 раз).
•Упражнение 3. Растирание мышц по носогубным складкам и под углами нижней губы вверх и вниз (3-4 раза).

●После того, как почти весь артикуляционный аппарат разогрет, приступаем к массажу языка:
•Упражнение 1. Поглаживание языка от корня к кончику при помощи указательного пальца (8-10 раз).
•Упражнение 2. Надавливание на язык от корня к кончику при помощи логопедического шпателя (4-6 раз).
•Упражнение 3. Поглаживание языка из стороны в сторону по направлению от корня к кончику указательным пальцем или мягкой зубной щеткой (4-6 раз).

Читайте также:  Как правильно качать мышцы рук в домашних условиях девушке

Такой минимум упражнений при условии выполнения 2-3 раз в неделю не заставит ждать результата.

Главное помнить, что язык ребенка-вещь пластичная, но очень хрупкая, поэтому если вы не уверены в своих силах-обратитесь к специалисту.

Подписывайтесь на канал, это поможет его продвижению, ставьте лайки, если статья понравилась, делитесь своим мнением в комментариях и задавайте вопросы 🙂

Методы коррекции гиперсаливации

Рассмотрим сегодня эффективные способы коррекции гиперсаливации в зависимости от причин ее возникновения.

💧Если мы имеем гиперсаливацию из-за повышенного тонуса, спастичности подъязычной мышцы и группы скелетных мышц (тонус корня языка), которые обуславливают тонус шеи, я выполняю следующие действия:⠀

1. Логопедический массаж. Цель – расслабление. ⠀

– Начинаем с миофасцильного массажа шейного отдела или ПИР (постизометрической релаксации);⠀

– Массаж дня полости рта для расслабления корня языка. В подчелюстной ямке указательным пальцем делаем крупные вибрирующие движения на протяжении 5 сек; ⠀

– Затем под языком на двух точках с помощью двух пальцев нужно проделать точечный массаж против часовой стрелки около 10 сек; ⠀

– Точечный массаж биологически активных точек, отвечающих за иннервацию ЧМН. ⠀

❗Чтобы выполнять данный массаж, необходимо для начала пройти соответствующие курсы. Если такой возможности нет, то лучше направьте клиента к подготовленному специалисту. ⠀

2. Восстановление жевательной функции.

Жевание твердой пищи: яблок, груши морковки. Если сложно, можно учиться жевать на специальных грабберах. При спазмировании жевательных мышц идет сильное мышечное воздействие на нервное окончание, что вызывает обильное истекание слюны из железистых протоков. Для того, чтобы расслабить данную мышцу, нужно жевать максимально долго, чтобы от усталости как бы «отвисла челюсть».⠀⠀

3. Артикуляционная гимнастика с опорой на активизацию круговой мышцы рта: ⠀

– Удерживать губами полоску бумаги, деревянный шпатель; ⠀

– Надувать щеки, а затем максимально втягивать их;⠀

– Упражнения на переключения губ. ⠀

Хорошо также использовать контрастную температурную терапию холодом и вкусом.⠀

💧 Если причина слюнотечения – открытый рот и слабый тонус мышц, то мы действуем так:

1. Логомассаж с активизирующими приемами и повышением тонуса жевательной, щечной и круговой мышц рта.

2. Активизирующий аппаратный массаж с помощью z-viber или Vibrator&Tothettes компании Talk Tools с целью сенсорной стимуляции ротовой полости и развития сенсорной и тактильной чувствительности губ..

Читайте также:  Мазь для мышц для бегунов

3. Обязательно в данном состоянии стимуляция верхнего положения языка.

4. Тейпирование, но не круговой мышцы рта, а сначала мышц, поддерживающих нижнюю челюсть и вертикализирующих положение головы.

5. Обучение сглатываю слюны и стимуляция жевания.
Прежде, чем подобрать технику коррекции, внимательно обследуйте клиента и выясните причину слюнотечения.

Полезные логопедические статьи вы можете найти по хэштэгу в моем блоге Инстаграм: #полезное_nml

Мышцы языка в тонусе

Наиболее сложным является расслабляющий массаж языка. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, нёбноглоточный (рвотный) рефлекс также может затруднять проведение массажа. В связи с этим при проведении расслабляющего массажа языка необходимо строго выполнять ряд правил:

1. расслабление мышц языка проводить только после расслабления других мышц, особенно мышц шеи, плечевого пояса и мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти, поскольку эти мышцы тесно связаны с мышцами языка, особенно его корня;

2. движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка;

3. перед началом массажа устанавливается «граница» нёбно-глоточного рефлекса. Для этого надо постепенно прикасаться к поверхности языка шпателем, двигаясь по средней линии от самого кончика по направлению к корневой части языка. Место, которое связано с появлением рвотного рефлекса, считается «границей» рвотного рефлекса. При повышенном тонусе «граница» рвотного рефлекса может приближаться к средней части языка, а в тяжелых случаях даже к его кончику. В этих случаях массаж следует выполнять крайне осторожно, постепенно заходя за «границу» рвотного рефлекса;

4. при выраженной спастичности мышц языка можно перед началом массажа подержать во рту, меняя 2 — 3 раза, теплый настой трав либо сами травы, слегка отжатые и завернутые в марлю (настой готовится следующим образом: 1 ч.л. зверобоя, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая залить 0,5 л кипящей воды, настоять 15 мин, остудить до температуры 40 — 50 °С. Можно добавить немного меда, если у ребенка на него нет аллергии);

5. если ввиду выраженной спастичности мышц, особенно корня языка, не удается удержать язык вне полости рта, массаж языка начинают внутри полости рта. Постепенно, по мере нормализации тонуса мышц, язык выводится в положение вне полости рта;

Как быстро и качественно устранить межзубное произношение у детей

Рассказываю на примере из практики. Сохраните себе в закладки этот алгоритм.

Есть категория детей, у которых, как я писала ранее, язык “Золушка”. Помните, что туфелька была большая и ножка выскочила, а потом были ножки большие и туфелька не налезла.

Читайте также:  Мышцы ног названия с картинками

Представьте ребенка с общей моторной неловкостью: трудно ловит мяч, усидеть на одном месте больше 5 мин не может, сползает. Крутит, мотает и удерживает ручку или карандаш с напряжением, движения неловкие, размашистые на листе, не соблюдает границ. Одежда хлопковая, свободная. Любит всё мять и сжимать, залипает на сенсорике.

В артикуляционной мускулатуре мы видим слегка амимичное лицо, трудности в переключении движений губ, рот может быть слегка приоткрыт или наоборот губы поджаты. Язык – корень в тонусе, при выдвижении изо рта картина меняется в сторону напряжения, чаще неразрывность действий языка и челюсти, языка и губ. Нижняя челюсть покрывается полностью верхней. В речи слышите нахальность и смягченные звуки, отсутствие твердых гласных, или гласные “и-у-о” будут более нарушены, межзубность произношения.

Конечно, вы поняли, что я описываю вам дизартрика, вариант псевдобульбарной дизартрии, которая сочетается с нарушениями активности ядер чмн в варолиевом мосту и ядер подъязычного нерва.

📌 Алгоритм работы у меня следующий:

1. Снятие напряжения мышечного тонуса с шейно-воротниковой зоны и освобождение скелетных мышц языка, работа массажными приёмами на полости рта, снижение тонуса корня языка. Вам помогут приёмы постизометрической релаксации, приёмы миофасционального массажа, приёмы рефлекторно-сегментарного массажа. Всё, чем вы владеете.

2. Работа над формированием правильного дифференцированного выдоха, переключение с ключичного дыхания на диафрагмально-брюшное.

3. С целью помощи языку “Золушке” удержаться в масштабах узкой нижней челюсти справляюсь вспомогательными средствами. Если это возраст 3-4х лет, когда челюсть динамично растёт (5 и 6 зубы активно растут и изменяются, дают движение челюсти вперёд) предлагаю работать с вестибулярными пластинками. Если возраст уже 5-6 и более лет, работаем для стимуляции роста нижней челюсти и коррекции миофункциональных нарушений с помощью предортодонтических аппаратов.

4. Обязательно учу правильному глотанию, т.к. это стимулирует естественным путём работу мышц языка, тех, что убирают межзубность.

5. Учу жевать с целью интеграции рефлексов орального автоматизма (хоть частично).

6. Ну и конечно параллельно вся наша логопедическая коррекция звукопроизношения по классике. Никто её не отменял.

Это только один из вариантов коррекции. И несмотря на то, что межзубность в 90% своей этиологии это дизартрия, важно понять и выявить весь симптомокомплекс, понять, чем осложняется и правильно подобрать алгоритм коррекции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector