Меню

Мышцы языка нарушение речи

«Речевые» мышцы и эмоциональное состояние

Мышцы лица и «речевые» мышцы являются поперечнополосатыми по своему строению. Однако, одно из отличий от системы скелетных мышц нашего тела состоит в том, что большая часть мышц только с одной стороны прикрепляется к костной основе через сухожилия, а другим концом они врастают в кожные покровы и другие мышечные структуры (например, мышцы окружности рта), либо крепятся к костям только с одной стороны, а противоположная сторона мышцы является свободной для осуществления тонких движений (скелетные мышцы языка).

Кроме этого существуют мышцы, которые вообще не крепятся к костям, а крепятся к слизистой и фиброзной оболочкам, причем в разных направлениях, что позволяет этим мышцам совершать еще более тонкие целенаправленные произвольные (речевые) движения. Так устроены собственно мышцы языка.

Слизистая оболочка полости рта непосредственно подвергается массажным движениям. Благодаря теснейшим контактам с головным мозгом через тройничный, блуждающий, языкоглоточный, подъязычный и частично лицевой нервы, она является одной из важнейших рефлексогенных зон и обладает многосторонними связями с различными системами организма. Ни одна область человеческого тела не имеет такого мощного «выхода наружу» в область ствола головного мозга. Поверхность полости рта располагает обширными иннервационными зонами не только через представительство черепно-мозговых нервов (V, VII, IX, X, XII пар), но и достаточно объемное представительство в коре больших полушарий. В частности, тройничный нерв обладает исключительно богатой системой связей. В ядрах тройничного нерва содержится большое количество интернейронов, на которые проецируется значительная часть афферентного потока, что позволяет осуществлять сложные взаимодействия с другими стволовыми структурами, а также лимбической и мозжечковой системами и оказывать мощное активирующее воздействие на кору мозга. Благодаря этому воздействие на слизистую полости рта и кожные лица способно вызвать существенные положительные изменения, как в эмоциональном состоянии человека, так и состоянии центральной нервной системы в целом.

Этим объясняются те позитивные результаты, которые получают логопеды, использующие логопедический массаж в своей практике.

Это, конечно, и в первую очередь, достаточно быстрое улучшение звукопроизношения, состояния голоса, интонационных характеристик, речевого дыхания. Но кроме этого психо-эмоциональное состояние ребенка меняется в позитивную сторону. Логопеды-практики отмечают, что ребенок в процессе курса массажа становится более усидчивым, улучшается способность к произвольному запоминанию, концентрация внимания повышается. В целом способности к учебной деятельности улучшается.

В качестве практического примера, привожу описание результатов логопедической работы моей ученицы, активной участницы моих семинаров и замечательного логопеда Анны Лушниковой (г. Ейск)

Практическое наблюдение 2. Егор, 4 года.

Жалобы мамы на то, что ребенок плохо говорит, мало слов в речи, нет фразовой речи, трудно понять ребенка.

Анамнестические сведения. Ребенок рожден от 2-й беременности, роды срочные. Закричал сразу. Кормление грудью в течение двух лет. Все это время находился под наблюдением врача невролога. Диагноз: ММД, синдром гипервозбудимости, синдром внутричерепной гипертензии. Проводилось медикаментозное лечение.

Результаты логопедического обследования. Во время обследования ребенок возбужден, не сидит на месте. Задания выполняет охотно. Контактен. Основные цвета показывает, но путает их при назывании. Знает три геометрические фигуры. Считает палочки до пяти. Крайне ограниченный словарь. Слова употребляет в крайне узком значении. Ограниченно использует слова-признаки, грубые ошибки в употреблении грамматических форм. Предлоги не использует. Слоговая структура слова нарушена.

Фонематический слух не сформирован. Не различает слова близкие по звучанию, например: «дом — том», «кот — год» и т. п. Голос тихий. Развернутая фразовая речь отсутствует. Звукопроизношение гласных и согласных звуков страдает. Все гласные звуки сведены к произношению нечеткого Э. Присутствуют губные звуки м, б, п, однако они произносятся с выраженным напряжением в области губ. Губно-зубные звуки в, ф отсутствуют. Имеются заднеязычные звуки. Переднеязычные звуки т, д, н произносит смягченно. Свистящие, шипящие и соноры произносит с выраженным искажением и палатализацией.

При осмотре ребенка отмечается, что мышцы шеи и плечевого пояса напряжены.

При осмотре органов артикуляции — прикус нормальный. Открывание рта затруднено за счет спастичности жевательных мышц и мышц окружности рта. При положении закрытого рта губы плотно сжаты. Язык в полости рта несколько оттянут кзади, напряжен. Движения языка ограничены. При поднимании языка к верхней губе синкинетически подключается нижняя челюсть, а также отклоняется голова назад. При высовывании языка вперед, кончик языка отклоняется в правую сторону. Выполнение произвольных движений затруднено. При попытке выполнения произвольных движений у ребенка отмечается повышенная саливация.

Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи 2-го уровня. Псевдо-бульбарная дизартрия.

Коррекционная работа проводилась по следующим направлениям:

— развитие фонематического восприятия;

— нормализация мышечного тонуса (расслабляющий логопедический массаж);

Читайте также:  Воспалилась мышца на шее боли нет

— формирование артикуляционного праксиса (пассивная, пассивно-активная и активная гимнастика) в процессе логопедического массажа;

— формирование речевого дыхания и голоса с использованием массажных движений;

— работа над темпом, ритмом, слоговой структурой слова;

— формирование лексической и грамматической сторон речи;

— формирование фразовой речи;

— развитие мелкой моторики пальцев рук.

Логопедические занятия начались с работы над формированием фонематического восприятия и нормализацией мышечного тонуса. Логопедический массаж был проведен курсом. Всего проведено 10 сеансов массажа в течение трех недель.

Длительность сеанса массажа составляла 20 —25 минут.

Несмотря на повышенную возбудимость ребенка и крайнюю расторможенность (что практически не позволяло начать логопедические занятия с ребенком в кабинетных условиях), во время массажа ребенок был спокоен и очень позитивно относился к массажу.

В процессе выполнения логопедического массажа снизился мышечный тонус в области шеи и плечевого пояса, что было хорошо заметно к пятому сеансу. Нормализовался тонус мышц в области окружности рта, дна полости рта, а также скелетных мышц языка. Снизилось патологическое проявление нёбно-глоточного рефлекса. Это позволило свободно выводить язык вне полости рта для осуществления массажных движений на собственно мышцах языка. В процессе массажа также выполнялась пассивная и пассивно-активная гимнастика, осуществлялась постановка звуков.

После завершения курса массажа отмечалось следующее: нормализовался тонус всех мышц речевого аппарата. Исчезла повышенная саливация. В процессе курса массажа ребенок стал четко произносить все гласные звуки. Спонтанно появились звуки в, ф, ш, ж, автоматизация которых проводилась сразу после массажа. Появилась возможность делать артикуляционные упражнения для постановки свистящих и сонорных звуков. За счет расширения двигательных возможностей мышц речевого аппарата в целом, речь ребенка стала более четкой и разборчивой. Значительно улучшилась слоговая структура слова, а также лексико-грамматическая сторона речи. Ребенок стал спонтанно произносить большее количество слов, с правильным использованием грамматических форм. Стал более усидчивым, снизилась двигательная расторможенность, улучшилась концентрация произвольного внимания. После окончания курса массажа логопедические занятия с ребенком продолжены по всем остальным направлениям коррекционной работы*.

В статье приведены выдержки из нового учебника
«Логопедические технологии. Логопедический массаж»
Изд-во «Академия» г.Москва, 2014г.

Дизартрия: причины, симптомы, классификация, методы диагностики и лечения

Дизартрия — это нарушение работы речевого аппарата, связанное с расстройством иннервации артикуляционных мышц. Болезнь диагностируется уже в детском возрасте, благодаря прямым и косвенным симптомам. У таких детей наблюдаются проблемы с произношением слов и звуков, снижение речевой активности, в некоторых случаях речь становится невозможной. Клинический Институт Мозга предлагает индивидуальные программы диагностики и лечения дизартрии, а также подбор комплекса реабилитации. Пациентам потребуется пройти инструментальное обследование с изучением активности участков нервной системы, ответственных за иннервацию мышц речевого аппарата. Работа с логопедом, лечебный массаж и медикаментозная терапия приносят значительные улучшения, которые сказываются на повседневной жизни и социальной активности.

Определение и общие сведения

Дизартрия — это логопедическое нарушение. Его частота составляет всего 3—6% всех детей, но наблюдается тенденция к возрастанию этого показателя. Болезнь находится в тройке наиболее распространенных расстройств речи, наряду с дислалией (дефектами речи, не связанными с поражением центральной нервной системы) и алалией (серьезными нарушениями либо полным отсутствием речи у детей). Дизартрия возникает вследствие нарушения работы центральной либо периферической нервной системы, что сказывается на иннервации мышц губ и языка, гортани, неба, гортани и дыхательных мышц.

Причины дизартрии

Болезнь может быть врожденной либо приобретенной. В большинстве случаев она связана с детским церебральным параличом и диагностируется в первые 2 года жизни. Ее причинами могут быть осложнения течения беременности, а также нарушения, которые происходят уже после рождения ребенка. К ним относятся:

  • во время беременности — токсикозы, кислородное голодание плода, резус-конфликт, многоплодная беременность, инфекционные заболевания матери;
  • патологические роды, которые сопровождаются асфиксией либо травмами, особенно с повреждением головы;
  • в ранний постнатальный период — желтуха, недоношенность, инфекции, которые протекают с поражением центральной нервной системы;
  • в детстве — гнойные инфекции головного мозга (менингит, энцефалит), гидроцефалия (накопление жидкости в головном мозге), черепно-мозговые травмы, воспаление среднего уха.

Дизартрия может развиваться у ранее здоровых людей, уже во взрослом возрасте. У таких пациентов наблюдается постепенное ухудшение четкости произношения, которое прогрессирует в комплексе с другими симптомами. Причинами подобных расстройств могут становиться заболевания нервной системы: различные виды склероза, атеросклероз, болезнь Паркинсона, миастения и другие патологии. Они часто проявляются ухудшением не только речи, но также памяти, внимания, снижением социальных навыков.

Симптомы и классификация

Дизартрия может проявляться как в стертой, так и в ярко выраженной формах. Это зависит от степени нарушения иннервации и от локализации поврежденного участка центральной либо периферической нервной системы. Все расстройства могут протекать с повышением либо снижением тонуса мышц речевого аппарата. Выраженные случаи характеризуются следующими признаками:

  • гипертонус мышц — постоянное напряжение языка, лица и шеи, плотное смыкание губ, что ограничивает подвижность речевого аппарата;
  • гипотонус мышц — у таких пациентов постоянно приоткрыт рот, язык расслаблен и не может выполнять необходимые для произношения звуков движения, может происходить непроизвольное слюноотделение;
  • дистония — в состоянии покоя мышцы остаются полностью расслабленными, но при попытках воспроизведения звуков происходит их спастическое сокращение и резкое повышение тонуса.
Читайте также:  Как накачать мышцы голени фото

В домашних условиях отследить патологические изменения сложно, особенно если болезнь протекает в стертой форме. Однако, лечение наиболее эффективно именно на ранних этапах, поэтому врачи Клинического Института Мозга рекомендуют проходить профилактические обследования у логопеда для детей дошкольного возраста. Если вовремя не отследить дефекты речи — состояние может постепенно прогрессировать.

Клиническая картина

При дизартрии характерны любые дефекты речи. Их выраженность зависит от формы и степени нарушения иннервации определенных групп мышц. На начальных стадиях эти изменения сможет диагностировать только логопед, а выраженные формы сопровождаются стойкими изменениями речи и дикции. К ним относятся:

  • нарушения произношения отдельных звуков, невнятная и смазанная речь;
  • замена отдельных звуков либо их пропуски, замедленный темп речи;
  • характерные нарушения — смягчение согласных звуков, невозможность правильного произношения шипящих и свистящих, неправильное воспроизведение глухих и звонких звуков;
  • затруднение дыхания во время речи — вдохи и выдохи становятся быстрыми, прерывистыми, поверхностными;
  • недостаточная сила голоса — пациенты часто разговаривают тихо.

Если дизартрия проявляется в детском возрасте, она может сказываться на общем развитии ребенка. Сложности с коммуникацией приводят к ограничению словарного запаса, невозможности полноценного развития интеллектуальных способностей. Также болезнь часто сопровождается дисграфией — недостаточным развитием психических способностей, которые участвуют в контроле письменной речи.

Формы дизартрии

При диагностике дизартрии обязательно учитывается ее неврологическая классификация. Ее основные принципы — это локализация поврежденного участка нервной системы и комплекс симптомов, которые можно заметить на первичном обследовании. Диагноз обязательно подтверждается в ходе исследования функции головного мозга и периферических нервов. В Клиническом Институте мозга есть все условия для полноценной диагностики нарушений речи, в том числе связанных с недостаточностью нервной системы.

Бульбарная дизартрия

Бульбарная форма дизартрии связана с нарушением прохождения нервного импульса в ядрах черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Это могут быть подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы, реже — лицевой либо тройничный, а также различные комбинации. Эта форма проявляется характерными расстройствами речевой активности:

  • нарушение артикуляции;
  • изменение тембра голоса;
  • неспособность дифференцировать согласные звуки — они все воспроизводятся схожим образом.

Бульбарная дизартрия часто диагностируется в раннем детстве. У таких пациентов проявляется нарушение не только речевой активности, но и других функций, в том числе сосательного и глотательного рефлексов. Вследствие расстройства работы лицевой группы мышц, могут наблюдаться затруднения приема как твердой, так и жидкой пищи. Однако, выраженность симптомов отличается, и болезнь может не сказываться на способности к самообслуживанию и социальной активности.

Псевдобульбарная форма

Псевдобульбарная дизартрия возникает при нарушении работы проводящих корково-ядерных путей. Клиническая картина обусловлена повышением тонуса мышц речевого аппарата, что проявляется комплексом типичных симптомов:

  • сложности с движением языка во время устной речи, невозможность зафиксировать его в определенном положении (поднять к небу либо отвести в сторону);
  • смазанная речь с характерным носовым оттенком;
  • нарушение воспроизведения согласных звуков, особенно шипящих и свистящих.

Псевдобульбарная форма также может проявляться дополнительными симптомами. Из-за повышенного тонуса лицевых мышц, могут затрудняться глотательные движения, у пациента наблюдается риск поперхнуться твердой или жидкой пищей. Также характерны непроизвольные движения мимических мышц.

Подкорковая форма

Подкорковая дизартрия еще называется экстрапирамидной и развивается при нарушении прохождения нервного импульса в области подкорковых ядер центральной нервной системы. Основной механизм патологических изменений — это гиперкинезы, неконтролируемые движения мышц или их групп, в том числе лицевых или мимических. Этот синдром может проявляться и в спокойном состоянии, но часто обостряется при попытке устной речи. Тембр голоса у таких пациентов часто меняется, может внезапно становиться слишком громким либо тихим. Речь быстрая либо медленная, но ее темп может меняться, также для подкорковой дизартрии характерно заикание.

Экстрапирамидная форма может возникать отдельно либо в комплексе с сопутствующими нарушениями. Она часто диагностируется в сочетании с другими формами дизартрии, в том числе бульбарной, псевдобульбарной либо мозжечковой.

Мозжечковая дизартрия

Мозжечковая форма связана непосредственно с нарушением прохождения нервного импульса по проводящим путям мозжечка. У пациентов наблюдаются сложности с контролем речевой активности, воспроизведением слов и отдельных звуков. Общая картина может включать следующие характерные проявления:

  • дрожание языка;
  • нарушение четкости речи — пациент концентрируется на точном воспроизведении слов, но могут присутствовать отдельные повышения либо снижения тембра и силы звука, выкрики;
  • сложности с воспроизведением звуков, которые требуют точности работы мышц языка и губ.
Читайте также:  Какие единоборства на какие группы мышц девушкам

Поражение мозжечка влияет не только на речевую функцию. У таких пациентов часто наблюдается нарушение координации движений, шаткость походки и расстройства двигательной функции конечностей. При легкой форме болезни, пациент испытывает трудности с удержанием равновесия, особенно в движении.

Корковая дизартрия

Корковая форма дизартрии — это следствие поражения отдельных участков коры головного мозга. Болезнь может возникать как в раннем детстве, так и во взрослом возрасте. Основной механизм развития — это артикуляционная апраксия. Синдром заключается в невозможности выполнять сложные последовательные процессы, связанные между собой. Речь таких пациентов невнятная, но нарушения дыхания и изменения тембра голоса отсутствуют. В процессе обследования важно провести дифференциальную диагностику от моторной афазии — заболевания, которое характеризуется идентичными нарушениями, но также включает нарушение понимания разговоров, неспособность к письменной речи.

Степени дизартрии

От степени дизартрии зависит прогноз для пациента и возможность его нормальной социализации. Диагностика болезни обязательно проводится логопедом, который специализируется на коррекции речевых нарушений, связанных с расстройствами работы нервной системы. Всего выделяют 4 основные стадии, первая из которых — наиболее безопасная и не влияет на качество жизни пациента.

  • Первая стадия дизартрии — скрытая. Дефекты могут быть незаметны даже близким родственникам, поскольку речь остается максимально внятной и понятной. Диагностировать расстройство можно только на обследовании у логопеда.
  • Вторая степень также не влияет на развитие ребенка. Дефекты речи заметны посторонним людям, но она остается понятной. У пациента не возникает сложностей с коммуникацией, что обеспечивает возможность полноценного развития интеллектуальных способностей и посещения общеобразовательных заведений.
  • При третьей стадии дизартрии у пациента уже наблюдаются трудности в коммуникациях с посторонними людьми. Речь невнятная, ее бывает сложно понимать даже близким людям. Однако, при грамотной реабилитации сохраняется возможность озвучить простые мысли и обеспечить базовые потребности. Интеллектуальное развитие затруднено, в результате неспособности к нормальной коммуникации.
  • Последняя стадия дизартрии — анартрия. Речь у таких пациентов полностью отсутствует, что прямо связно с нарушением интеллектуального развития. Характерно непроизвольное воспроизведение отдельных звуков и сочетаний, которые не несут смысловой нагрузки, а также неконтролируемые движения лицевой мускулатуры либо значительное снижение ее тонуса.

Врачи Клинического Института Мозга настоятельно рекомендуют проходить плановые обследования у логопеда, начиная с раннего детства. Нарушения дикции в дошкольном возрасте — это нормальное явление, и большинство случаев проходят без применения специфической терапии. Однако, дизартрия требует длительного лечения, которое позволит избежать осложнений и прогрессирования болезни, а также обеспечить максимальную социализацию пациента.

Методы диагностики и лечения

Клинический Институт Мозга специализируется на диагностике и лечении расстройств речевой активности, в том числе обусловленных нарушениями нервной деятельности. Важный этап — это обследование у логопеда, в ходе которого выявляются даже скрытые формы дизартрии. Процедура состоит из нескольких этапов, при которых дается оценка правильности дыхания и равномерности речи, воспроизведения отдельных звуков и осознанных словосочетаний. Также пациенту предлагается пройти определенные тесты, которые выявляют степень развития письменной речи. Это может быть как переписывание фрагментов текста, так и письмо под диктовку, а также осознание письменной речи.

Дополнительные этапы диагностики направлены на выявление участка нервной системы, в котором находится очаг поражения. Это возможно, благодаря специфическим методикам:

  • электрофизиологические исследования, в том числе электроэнцефалография и оценка активности лицевых мышц;
  • исследование головного мозга путем транскраниального магнитного излучения;
  • МРТ головного мозга.

Лечение дизартрии — это длительный процесс, который полностью проходит под контролем врачей Клинического Института Мозга. Терапия направлена на укрепление нейронных связей и стимуляцию проведения нервных импульсов, а также на улучшение речевой активности. Главное условие положительной динамики — работа грамотного логопеда и невролога, а также систематичность занятий. Хороший терапевтический эффект достигается благодаря физиотерапии, лечебной физкультуре, специальным техникам массажа (рефлекторному, точечному). Кроме того, рекомендуется санаторно-курортное лечение, в том числе направленное на улучшение коммуникационных способностей пациента. Полезно времяпровождение с животными — большинство специалистов рекомендуют иппотерапию. Прогноз зависит от стадии болезни, а также от своевременности ее диагностики и систематичности лечения. При легкой степени дизартрии возможно полное восстановление речевой функции, при тяжелых — ее частичное улучшение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector