Меню

Мышцы языка и его тонус

Логопедический массаж при пониженном тонусе мышц

Для начала разберемся с определением «пониженный тонус мышц». Как правило, под этим термином скрывается, так называемый, «вялый язык». Так, ребенок не может самостоятельно без какой-либо помощи поднять язык вверх (он попросту падает вниз, как камень), отвести его в сторону, удержать в одном положении более пяти секунд.
Такое положение дел естественно отрицательно влияет на состояние звукопроизношения. Следовательно, возникает вопрос: а что же с этим делать?

●Помимо артикуляционной гимнастики на общее и местное укрепление мышц языка существует и логопедический массаж.
При пониженном тонусе мышц его рекомендуется выполнять интенсивно, с нажимом, применять такие приемы массажа, как: растирания, разминания и пощипывания.

●Комплексный логопедический массаж при, так называемом, паретическом синдроме (наш «вялый язык») начинают выполнять со лба:
•Упражнение 1. Поглаживание лба указательным, средним и безымянным пальцами обеих рук по направлению от середины к вискам (6-8 раз).
•Упражнение 2. Разминание лба вторыми фалангами указательного, среднего и безымянного пальцев обеих рук, сжатых в кулаки (6-8 раз).
•Упражнение 3. Растирание лба первыми фалангами указательного, среднего и безымянного пальцев обеих рук, при котором кожный покров лба натягивается (4-6 раз).
Существуют и другие вариации массажных упражнений для лба, однако для первой серии логопедического массажа при пониженном тонусе мышц этих трёх упражнений будет достаточно.

●После массажа лба необходимо перейти к щекам:
•Упражнение 1. Поглаживание, растирание и разминание щек обеими руками по направлению от носа к ушам (6-8 раз).
•Упражнение 2. Вращательные поглаживающие движения против часовой стрелки по поверхности щек указательным, средним и безымянным пальцами обеих рук (8-10 раз).
•Упражнение 3. Поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей указательным и средним пальцами обеих рук (8-10 раз).

●Далее массажу подвергаются губы:
•Упражнение 1. Поглаживание губ от середины к углам подушечками указательных пальцев обеих рук (8-10 раз).
•Упражнение 2. Лёгкое растирание губ от середины к углам указательными пальцами обеих рук (4-6 раз).
•Упражнение 3. Растирание мышц по носогубным складкам и под углами нижней губы вверх и вниз (3-4 раза).

●После того, как почти весь артикуляционный аппарат разогрет, приступаем к массажу языка:
•Упражнение 1. Поглаживание языка от корня к кончику при помощи указательного пальца (8-10 раз).
•Упражнение 2. Надавливание на язык от корня к кончику при помощи логопедического шпателя (4-6 раз).
•Упражнение 3. Поглаживание языка из стороны в сторону по направлению от корня к кончику указательным пальцем или мягкой зубной щеткой (4-6 раз).

Такой минимум упражнений при условии выполнения 2-3 раз в неделю не заставит ждать результата.

Главное помнить, что язык ребенка-вещь пластичная, но очень хрупкая, поэтому если вы не уверены в своих силах-обратитесь к специалисту.

Подписывайтесь на канал, это поможет его продвижению, ставьте лайки, если статья понравилась, делитесь своим мнением в комментариях и задавайте вопросы 🙂

Что происходит с языком, когда мы молчим – рассказывает логопед для взрослых

Язык человека – полноценный непарный орган, который участвует в реализации различных функций. Он помогает нам есть и определять вкус пищи, дышать и разговаривать. Работу тела языка мы воспринимаем, как данность и не задумываемся о том, что как много функций язык выполняет каждую секунду. Неосведомленность породила множество заблуждений, которые касаются работы этого органа.

Большая мышца

Существует заблуждение, что язык – это одна большая мышца, которая занимает всю ротовую полость. На самом деле это не так – тело языка имеет сложное строение и включает в себя две группы мышц: внешние и скелетные. Благодаря слаженной работе этих мышц мы можем выполнять разнообразные и сложные движения языком: перемещать пищу во рту, высовывать язык, скручивать в трубочку, произносить звуки и т. д.

Расслабленный язык

Другое заблуждение заключается в том, что языку нужно расслабиться. В нашем организме мало найдётся органов, которые находятся в состоянии покоя. Постоянное напряжение языка – жизненно важная необходимость . Если тело языка останется без естественного физиологического тонуса, то вся его масса перекроет дыхательные пути. Напряжённый язык – важное звено в процессе жевания и глотания пищи. Если язык будет расслабленным, то сложно будет жевать и проглатывать кусочки еды, которые при этом рискуют провалиться не в пищевод, а в дыхательные пути.

Один размер на всю жизнь

Есть мнение, что размеры тела языка изменяются только в процессе взросления. Это не совсем так – язык увеличивается при увеличении массы тела человека. Так называемая “макроглоссия” – массивный язык – часто сопровождает ожирение. В языке тоже образуются жировые отложения. Вместе со снижением веса, худеет и язык человека.

Плоский язык

Некоторые люди уверены, что когда мы молчим, плоский язык лежит за зубами. У здорового человека мышечная масса языка и физиологический тонус не позволяют ему распластаться на дне ротовой полости. Когда мы молчим, язык прилегает к твёрдому нёбу, располагаясь “горкой” за верхней челюстью – правильное положение языка можно увидеть на картинке.

Язык становится плоским, когда мы произносим некоторые речевые звуки. Именно поэтому врач, просит нас сказать “а-а-а-а”, при осмотре горла.

Я осмелел, приблизился к Шаляпину и сказал: “Фёдор Иванович, а мне нельзя будет тоже, посмотреть?”. Он спросил: “А где ж ты был? Один остался, темнота непросвящённая? Ну иди смотри А-ГА-А-А-А-А!

Вы не знаете, что я увидел! Без преувеличения глотка – во! Она кажется шире шеи. Нёбо уходит под самые глаза Шаляпина. Под этим куполом рождается неповторимый тембр шаляпинского баса. Язык коренится где-то в глубине гортани, как лист распластывается за венчиком нижних зубов. И во всей глотке ни одной лишней детали. Она рассматривается, как архитектурное сооружение. Я не могу оторвать глаз от этого необыкновенного зрелища….

В процессе речи язык совершает точные и разнообразные движения. Благодаря работе мышц языка мы способны произносить всё многообразие фонем родного языка, а также осваивать звуки иностранных языков. Мелкие движения совершаются даже в процессе написания букв от руки. Попробуйте слегка прикусить самый кончик языка и написать ручкой или карандашом своё имя на листе бумаге. Вы почувствуете лёгкие сокращения внешних мышц тела языка.

Спасибо, что прочитали! Спасибо за внимание!

Мышцы языка и его тонус

Наиболее сложным является расслабляющий массаж языка. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, нёбноглоточный (рвотный) рефлекс также может затруднять проведение массажа. В связи с этим при проведении расслабляющего массажа языка необходимо строго выполнять ряд правил:

1. расслабление мышц языка проводить только после расслабления других мышц, особенно мышц шеи, плечевого пояса и мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти, поскольку эти мышцы тесно связаны с мышцами языка, особенно его корня;

2. движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка;

3. перед началом массажа устанавливается «граница» нёбно-глоточного рефлекса. Для этого надо постепенно прикасаться к поверхности языка шпателем, двигаясь по средней линии от самого кончика по направлению к корневой части языка. Место, которое связано с появлением рвотного рефлекса, считается «границей» рвотного рефлекса. При повышенном тонусе «граница» рвотного рефлекса может приближаться к средней части языка, а в тяжелых случаях даже к его кончику. В этих случаях массаж следует выполнять крайне осторожно, постепенно заходя за «границу» рвотного рефлекса;

4. при выраженной спастичности мышц языка можно перед началом массажа подержать во рту, меняя 2 — 3 раза, теплый настой трав либо сами травы, слегка отжатые и завернутые в марлю (настой готовится следующим образом: 1 ч.л. зверобоя, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая залить 0,5 л кипящей воды, настоять 15 мин, остудить до температуры 40 — 50 °С. Можно добавить немного меда, если у ребенка на него нет аллергии);

5. если ввиду выраженной спастичности мышц, особенно корня языка, не удается удержать язык вне полости рта, массаж языка начинают внутри полости рта. Постепенно, по мере нормализации тонуса мышц, язык выводится в положение вне полости рта;

Как быстро и качественно устранить межзубное произношение у детей

Рассказываю на примере из практики. Сохраните себе в закладки этот алгоритм.

Есть категория детей, у которых, как я писала ранее, язык “Золушка”. Помните, что туфелька была большая и ножка выскочила, а потом были ножки большие и туфелька не налезла.

Представьте ребенка с общей моторной неловкостью: трудно ловит мяч, усидеть на одном месте больше 5 мин не может, сползает. Крутит, мотает и удерживает ручку или карандаш с напряжением, движения неловкие, размашистые на листе, не соблюдает границ. Одежда хлопковая, свободная. Любит всё мять и сжимать, залипает на сенсорике.

В артикуляционной мускулатуре мы видим слегка амимичное лицо, трудности в переключении движений губ, рот может быть слегка приоткрыт или наоборот губы поджаты. Язык – корень в тонусе, при выдвижении изо рта картина меняется в сторону напряжения, чаще неразрывность действий языка и челюсти, языка и губ. Нижняя челюсть покрывается полностью верхней. В речи слышите нахальность и смягченные звуки, отсутствие твердых гласных, или гласные “и-у-о” будут более нарушены, межзубность произношения.

Конечно, вы поняли, что я описываю вам дизартрика, вариант псевдобульбарной дизартрии, которая сочетается с нарушениями активности ядер чмн в варолиевом мосту и ядер подъязычного нерва.

📌 Алгоритм работы у меня следующий:

1. Снятие напряжения мышечного тонуса с шейно-воротниковой зоны и освобождение скелетных мышц языка, работа массажными приёмами на полости рта, снижение тонуса корня языка. Вам помогут приёмы постизометрической релаксации, приёмы миофасционального массажа, приёмы рефлекторно-сегментарного массажа. Всё, чем вы владеете.

2. Работа над формированием правильного дифференцированного выдоха, переключение с ключичного дыхания на диафрагмально-брюшное.

3. С целью помощи языку “Золушке” удержаться в масштабах узкой нижней челюсти справляюсь вспомогательными средствами. Если это возраст 3-4х лет, когда челюсть динамично растёт (5 и 6 зубы активно растут и изменяются, дают движение челюсти вперёд) предлагаю работать с вестибулярными пластинками. Если возраст уже 5-6 и более лет, работаем для стимуляции роста нижней челюсти и коррекции миофункциональных нарушений с помощью предортодонтических аппаратов.

4. Обязательно учу правильному глотанию, т.к. это стимулирует естественным путём работу мышц языка, тех, что убирают межзубность.

5. Учу жевать с целью интеграции рефлексов орального автоматизма (хоть частично).

6. Ну и конечно параллельно вся наша логопедическая коррекция звукопроизношения по классике. Никто её не отменял.

Это только один из вариантов коррекции. И несмотря на то, что межзубность в 90% своей этиологии это дизартрия, важно понять и выявить весь симптомокомплекс, понять, чем осложняется и правильно подобрать алгоритм коррекции.

Adblock
detector