Меню

Мышцы участвующие в пении

Анатомия вокала

Пение – это сложные процесс, задействующий несколько систем и органов одновременно. Здесь мы подробнее остановимся на работе мышц лица. Данная работа не претендует на анатомическую точность или медицинскую глубину освещения вопроса. Мы лишь окунемся во взаимодействие и работу мимических мышц, благодаря которым достигается правильная дикция.

Здесь правильнее будет говорить даже не о дикции, а об артикуляции, то есть о положении органов речи и лицевых мышц при произнесении звука, а значит и о степени отчетливости произношения. Эстрадное пение невозможно без четкого произнесения гласных и особенно согласных звуков. Грамотная артикуляция согласных звуков дает опору гласным, а именно они и являются певческими. Анатомическое строение мышц лица является очень сложным, так как ни одна мышца здесь не действует изолированно.

Мимика построена на тонком взаимодействии. В правильной артикуляции во время пения участвуют несколько мышц одновременно.

Это: 1) мышца, поднимающая верхнюю губу и крылья носа, 2) поверхностная мышца, поднимающая верхнюю губу, 3) большая скуловая, а так же частично 4) малая скуловая мышцы. Все эти мышцы вплетаются в 5) круговую мышцу рта, которая еще иногда называется кисетной из-за сходства с кисетом. Мышцы 1) и 2) обычно играют очень скромную роль в формировании выражения лица, так как верхняя часть губы под ноздрями очень редко поднимается, например, это происходит, когда наше лицо выражает презрение или брезгливость. Однако именно этим мышцам отводится определяющая роль в правильной артикуляции во время пения. Именно эта позиция делает выдох естественным, а звук чистым и открытым. В среде профессиональных вокалистов существует такое понятие как «пение на улыбке». Это не совсем верно. Во время улыбки основную работу выполняют скуловые мышцы, которые переходят в гладкие мышцы шеи.

Соответственно процесс звукоизвлечения при такой позиции лицевых мышц сопряжен с излишним напряжением. Улыбка напрягает мышцы шеи, а соответственно и гортани, что в свою очередь как бы «заваливает» гласные звуки внутрь. Это приводит к неестественному горловому звучанию, перенапряжению и как следствие к быстрой утомляемости голосового аппарата. Поэтому работа скуловых мышц, то есть мышц, которые участвуют в формировании широкой улыбки, должна быть сведена к минимуму. Они всего лишь помогают мышцам, поднимающим верхнюю губу.

Мышцы констрикторы в вокале: урок от шпагоглотателя

Главный источник напряжения всех новичков, а также многих профессиональных певцов – это мышцы констрикторы . Эти мышцы находятся в горле и участвуют в глотании, помогая проталкивать пищу изо рта дальше к пищеводу. Они же сжимаются, когда мы кричим .

Читайте также:  Групы мышц на которые есть упражнения

Констрикторы, или сжиматели, сокращаются 600 раз в день ! Неудивительно, что они норовят включиться и в процесс пения. Неопытные певцы активируют эти мышцы, чтобы создать громкий, яркий, резкий звук. Задействовать констрикторы – это простой способ плотно сомкнуть голосовые складки. Звучит такой голос зажато, иногда визгливо, иногда хрипло, иногда просто похож на крик.

Если двигаясь вверх по диапазону вы начинаете кричать, то это констрикторы. Если ваш голос устал и стал хриплым после пары часов пения, это констрикторы. Если горло болит после общения в шумном месте, это констрикторы. Если вы чувствуете, что задыхаетесь и вам не хватает воздуха для речи или пения, это констрикторы. Если в горле першит во время пения, но вы не больны, это констрикторы.

Крик, визг, скрим, рык, гроул – это художественные элементы. Вы можете их добавлять, чтобы лучше передать эмоции, развитие композиции. Но если вы поете так всегда, то во-первых, это может наскучить слушателю, а во-вторых, скорее всего вы часто срываете голос и построить музыкальную карьеру вам будет сложно (кто любит возвращать билеты за несостоявшиеся концерты?). Наконец, это может привести к патологиям речи и потере нот верхнего регистра.

Чтобы расслабить мышцы констрикторы, запрокиньте голову назад. В таком положении они вытягиваются, сокращаться им становится сложно (попробуйте глотнуть – не получится). Можете даже распеться в такой позе.

Еще один способ – это упражнения из класса semi-occluded vocal tract exercises. Чем они могут помочь, писала в этом посте .

Вокальные трэшаки. Часть 10. Открываем рот правильно (перевод фрагментов книги Д. Стэнли).

Привет, дорогие мои! Ну что, созрели серьезное почитать? Надеюсь, да. И вот вам обещанное. Представляю свой перевод фрагмента книги Стэнли “Your voice”, в котором вы узнаете, как правильно открывать рот при пении, а также кое-что о зажиме челюсти. В цитаты выношу именно переводы фрагментов, также буду делать небольшие пояснения. Погнали!

Положение нижней челюсти очень важно, так как оно не только может помочь сформировать резонанс, но и “закрыть” звук, активируя и напряжение мышц шеи.

Важно отметить, что челюсть должна свободно падать вниз до определенной точки “открытия”, затем – немного отодвигаться назад. Таким образом, правильное раскрытие рта при пении происходит в два этапа: 1) перпендикулярно вниз, 2) вниз и назад. Важно пройти через среднюю степень раскрытия и добиться полного.

Далее – будет объясняться, почему. Спойлер от меня: потому что зажим, об этом – дальше (прим. от хозяйки этого блога).

Когда челюсть находится посередине и не раскрыта полностью, очень легко привести в напряжение мышцы шеи. Когда челюсть полностью раскрыта, напрячь мышцы шеи становится практически невозможно . Также практически невозможно напрячь шею при почти закрытой челюсти. Именно поэтому среднее положение и является наиболее опасным (см.рисунок ниже).

Рисунки в книге Стенли вынесены за пределы главы, но они будут. С пояснениями автора чуть ниже.

Поскольку напряжение челюсти и шеи связаны, эти зажимы часто становятся причиной “пения на горле” (throaty singing), когда мышцы шеи берут на себя всю нагрузку. Ещё один важный пункт – то, что по большей части гласные звуки формируются из этого положения, но, в то же время, можно получить зажим.

Иллюстрация показывает правильную позицию губ и челюсти. Певец должен всегда петь либо с полностью раскрытым, либо почти закрытым ртом. Обратите внимание на уголки рта, которые не разводятся в стороны, а рот имеет немного прямоугольную форму. Немного видны зубы. Челюсть свободно падает вниз, затем – вниз и чуть назад. Последнее движение, вниз и чуть назад, очень важно. Практически невозможно издать свободный звук до достижения подобного раскрытия челюсти.

Эта иллюстрация показывает самую худшую картину. Здесь челюсть не падает свободно вниз и не отодвигается немного назад. Наоборот же, немного торчит вперёд и чувствуется сильное напряжение. Челюсть идёт свободно лишь до середины, далее возникает зажим, очень опасный при пении, так как в таком положении очень легко напрягаются мышцы шеи. Например, нижняя челюсть начинает трястись на гласных звуках.

Вот, собственно, ответ на вопрос, который я гуглила чёрти-сколько, ещё с лета: “Почему на некоторых гласных у меня дрожит нижняя челюсть и трясется нижняя губа?” Агаааа.

Читайте также:  Упражнения для массы на мышцы спины

Да, понимаю, статья серьезной выходит. Ну что, ребзя, давайте до конца, там много чего интересного ещё.

Зажим языка и челюсти. Серединная позиция.

Одна вещь становится очевидной: при таком положении челюсти язык кажется расслабленным, но при этом заваливается назад, закрывая горло. При этом подключаются ещё и мышцы шеи, таким образом и образуется тот самый максимально зажатый звук или звук “на горле”.

Из-за неправильного обучения, певцу бывает сложно раскрыть рот полностью, челюсть может быть очень серьезно напряжена. Обычно это серединной положение не так сложно найти, так как у большинства людей расслабленная челюсть падает именно таким образом. Но, когда дело доходит до пения, именно такое положение и вызывает сильный зажим. Часто можно заметить, что у певцов с таким положением рта образуется “тремоло” нижней челюсти при пении, также этому сопутствует и “тремоло” языка (которое возникает первоначально, затем напряжение переходит в нижнюю челюсть и она тоже начинает трястись). Отсюда же нередко возникает и неправильное вибрато, которое производит не самое приятное впечатление на слушателя. И это очень плохо влияет на голосовой аппарат. Голос имеет горловой призвук, мышцы шеи и языка работают вместо мышц гортани, которые должны работать, также образуется неправильное, грязное смешивание регистров.

Рот певца должен быть свободно открыт, иначе вы так и не научитесь петь. При раскрытии рта губы принимают округлое положение, а их уголки не расходятся в стороны. Положение губ и раскрытие рта как на картинке ниже – неправильно, ведёт к “белому” звуку.

Картинка показывает заблокированную челюсть и разведённые в стороны уголки губ. Певцы, поющие таким образом часто воспроизводят “белый”, “горловой” звук. Обратите внимание, что рот раскрыт лишь наполовину, губы – формируют гласную. Такое положение рта никогда не осуществляется при правильной технике пения.

И примечание от меня: хоть This is Opera и не любят Дэвида Джонса, считая его шарлатаном, однако, об опасности “пения на улыбке” Джонс писал в том числе.

Неправильное положение рта при “темном” неправильном звуке. Уголки губ “втянуты”, зубы не видны. В некоторых случаях верхняя губа чуть приподнята и верхние зубы немного видны. Щеки немного втянуты, а звук певца при этом – “темный”, но на горле. Такое никогда не случается при правильной технике пения.

Здесь уголки губ тянутся вниз, звук превращается в очень горловой. Сильно напряжена нижняя челюсть, напряжена шея.

Как мы видим, практически все возможные неправильные позиции челюсти – из серединного положения. Ученик может иметь разные вариации неправильных положений рта, указанных выше. Но звук при этом всегда напряжённый, напряжение часто усиливается зажимом челюсти и напрямую связано с одним из таких зажимов.

Ладно, ребята. На этом – пока все. Хотим продолжение? Ставим “нравится”. Если статья была полезной, делимся ссылкой. А также жду ваши комментарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector