Меню

Мышцы участвующие в акте речи

Мышцы, участвующие в акте говорения

Основные положения

При овладении логопедическим массажем необходимо знать топографию мышц артикуляционного аппарата, в противном случае невозможно достигнуть цели в коррекции речевых расстройств.

В основе большинства речевых нарушений лежит ослабленность мышечно-связочного аппарата.

Мышца и подходящий к ней нерв в функциональном отношении образуют единое целое — так называемый нервно-мышечный аппарат.

Скелетные мышцы являются активной частью аппарата движения. Они составляют около трети всей массы тела. В организме человека насчитывается свыше 600 отдельных мышц. Каждая из них состоит из тела — брюшка (активная часть) и сухожилий (пассивная часть), посредством которых мышцы прикрепляются к костям.

Функции мышц строго определены, каждая имеет известную величину, форму, находится в топографических отношениях с окружающими ее тканями, совершает работу, полностью зависящую от условий кровообращения и иннервации.

Основным свойством мышц является сократимость. Амплитуда сокращения мышцы соответствует ее длине (чем длиннее мышца, тем больше амплитуда ее сокращения и наоборот).

Мышцы по характеру движений делятся:

• на сгибатели и разгибатели;

• приводящие и отводящие;

• напрягающие, сжимающие и расширяющие;

• поднимающие и опускающие.

Следует отметить, что обычно движение осуществляется не одной мышцей, а их группой.

Мышцы, выполняющие аналогичную функцию, называются синергистами. Мышцы, сокращение которых ведет к противоположным движениям, называются антагонистами.

Далее следует описание мышц с учетом их значимости, а также доступности для пальпации и массирования.

Мускулатуру, участвующую в речевом акте, удобнее всего рассматривать в порядке последовательности иннервации групп мышц черепно-мозговыми нервами.

«Речевые» мышцы и эмоциональное состояние

Мышцы лица и «речевые» мышцы являются поперечнополосатыми по своему строению. Однако, одно из отличий от системы скелетных мышц нашего тела состоит в том, что большая часть мышц только с одной стороны прикрепляется к костной основе через сухожилия, а другим концом они врастают в кожные покровы и другие мышечные структуры (например, мышцы окружности рта), либо крепятся к костям только с одной стороны, а противоположная сторона мышцы является свободной для осуществления тонких движений (скелетные мышцы языка).

Кроме этого существуют мышцы, которые вообще не крепятся к костям, а крепятся к слизистой и фиброзной оболочкам, причем в разных направлениях, что позволяет этим мышцам совершать еще более тонкие целенаправленные произвольные (речевые) движения. Так устроены собственно мышцы языка.

Слизистая оболочка полости рта непосредственно подвергается массажным движениям. Благодаря теснейшим контактам с головным мозгом через тройничный, блуждающий, языкоглоточный, подъязычный и частично лицевой нервы, она является одной из важнейших рефлексогенных зон и обладает многосторонними связями с различными системами организма. Ни одна область человеческого тела не имеет такого мощного «выхода наружу» в область ствола головного мозга. Поверхность полости рта располагает обширными иннервационными зонами не только через представительство черепно-мозговых нервов (V, VII, IX, X, XII пар), но и достаточно объемное представительство в коре больших полушарий. В частности, тройничный нерв обладает исключительно богатой системой связей. В ядрах тройничного нерва содержится большое количество интернейронов, на которые проецируется значительная часть афферентного потока, что позволяет осуществлять сложные взаимодействия с другими стволовыми структурами, а также лимбической и мозжечковой системами и оказывать мощное активирующее воздействие на кору мозга. Благодаря этому воздействие на слизистую полости рта и кожные лица способно вызвать существенные положительные изменения, как в эмоциональном состоянии человека, так и состоянии центральной нервной системы в целом.

Этим объясняются те позитивные результаты, которые получают логопеды, использующие логопедический массаж в своей практике.

Это, конечно, и в первую очередь, достаточно быстрое улучшение звукопроизношения, состояния голоса, интонационных характеристик, речевого дыхания. Но кроме этого психо-эмоциональное состояние ребенка меняется в позитивную сторону. Логопеды-практики отмечают, что ребенок в процессе курса массажа становится более усидчивым, улучшается способность к произвольному запоминанию, концентрация внимания повышается. В целом способности к учебной деятельности улучшается.

В качестве практического примера, привожу описание результатов логопедической работы моей ученицы, активной участницы моих семинаров и замечательного логопеда Анны Лушниковой (г. Ейск)

Практическое наблюдение 2. Егор, 4 года.

Жалобы мамы на то, что ребенок плохо говорит, мало слов в речи, нет фразовой речи, трудно понять ребенка.

Анамнестические сведения. Ребенок рожден от 2-й беременности, роды срочные. Закричал сразу. Кормление грудью в течение двух лет. Все это время находился под наблюдением врача невролога. Диагноз: ММД, синдром гипервозбудимости, синдром внутричерепной гипертензии. Проводилось медикаментозное лечение.

Результаты логопедического обследования. Во время обследования ребенок возбужден, не сидит на месте. Задания выполняет охотно. Контактен. Основные цвета показывает, но путает их при назывании. Знает три геометрические фигуры. Считает палочки до пяти. Крайне ограниченный словарь. Слова употребляет в крайне узком значении. Ограниченно использует слова-признаки, грубые ошибки в употреблении грамматических форм. Предлоги не использует. Слоговая структура слова нарушена.

Фонематический слух не сформирован. Не различает слова близкие по звучанию, например: «дом — том», «кот — год» и т. п. Голос тихий. Развернутая фразовая речь отсутствует. Звукопроизношение гласных и согласных звуков страдает. Все гласные звуки сведены к произношению нечеткого Э. Присутствуют губные звуки м, б, п, однако они произносятся с выраженным напряжением в области губ. Губно-зубные звуки в, ф отсутствуют. Имеются заднеязычные звуки. Переднеязычные звуки т, д, н произносит смягченно. Свистящие, шипящие и соноры произносит с выраженным искажением и палатализацией.

При осмотре ребенка отмечается, что мышцы шеи и плечевого пояса напряжены.

При осмотре органов артикуляции — прикус нормальный. Открывание рта затруднено за счет спастичности жевательных мышц и мышц окружности рта. При положении закрытого рта губы плотно сжаты. Язык в полости рта несколько оттянут кзади, напряжен. Движения языка ограничены. При поднимании языка к верхней губе синкинетически подключается нижняя челюсть, а также отклоняется голова назад. При высовывании языка вперед, кончик языка отклоняется в правую сторону. Выполнение произвольных движений затруднено. При попытке выполнения произвольных движений у ребенка отмечается повышенная саливация.

Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи 2-го уровня. Псевдо-бульбарная дизартрия.

Коррекционная работа проводилась по следующим направлениям:

— развитие фонематического восприятия;

— нормализация мышечного тонуса (расслабляющий логопедический массаж);

— формирование артикуляционного праксиса (пассивная, пассивно-активная и активная гимнастика) в процессе логопедического массажа;

— формирование речевого дыхания и голоса с использованием массажных движений;

— работа над темпом, ритмом, слоговой структурой слова;

— формирование лексической и грамматической сторон речи;

— формирование фразовой речи;

— развитие мелкой моторики пальцев рук.

Логопедические занятия начались с работы над формированием фонематического восприятия и нормализацией мышечного тонуса. Логопедический массаж был проведен курсом. Всего проведено 10 сеансов массажа в течение трех недель.

Длительность сеанса массажа составляла 20 —25 минут.

Несмотря на повышенную возбудимость ребенка и крайнюю расторможенность (что практически не позволяло начать логопедические занятия с ребенком в кабинетных условиях), во время массажа ребенок был спокоен и очень позитивно относился к массажу.

В процессе выполнения логопедического массажа снизился мышечный тонус в области шеи и плечевого пояса, что было хорошо заметно к пятому сеансу. Нормализовался тонус мышц в области окружности рта, дна полости рта, а также скелетных мышц языка. Снизилось патологическое проявление нёбно-глоточного рефлекса. Это позволило свободно выводить язык вне полости рта для осуществления массажных движений на собственно мышцах языка. В процессе массажа также выполнялась пассивная и пассивно-активная гимнастика, осуществлялась постановка звуков.

После завершения курса массажа отмечалось следующее: нормализовался тонус всех мышц речевого аппарата. Исчезла повышенная саливация. В процессе курса массажа ребенок стал четко произносить все гласные звуки. Спонтанно появились звуки в, ф, ш, ж, автоматизация которых проводилась сразу после массажа. Появилась возможность делать артикуляционные упражнения для постановки свистящих и сонорных звуков. За счет расширения двигательных возможностей мышц речевого аппарата в целом, речь ребенка стала более четкой и разборчивой. Значительно улучшилась слоговая структура слова, а также лексико-грамматическая сторона речи. Ребенок стал спонтанно произносить большее количество слов, с правильным использованием грамматических форм. Стал более усидчивым, снизилась двигательная расторможенность, улучшилась концентрация произвольного внимания. После окончания курса массажа логопедические занятия с ребенком продолжены по всем остальным направлениям коррекционной работы*.

В статье приведены выдержки из нового учебника
«Логопедические технологии. Логопедический массаж»
Изд-во «Академия» г.Москва, 2014г.

Adblock
detector