Меню

Мышцы шеи и голос

Вокальные трэшаки. Часть 10. Открываем рот правильно (перевод фрагментов книги Д. Стэнли).

Привет, дорогие мои! Ну что, созрели серьезное почитать? Надеюсь, да. И вот вам обещанное. Представляю свой перевод фрагмента книги Стэнли “Your voice”, в котором вы узнаете, как правильно открывать рот при пении, а также кое-что о зажиме челюсти. В цитаты выношу именно переводы фрагментов, также буду делать небольшие пояснения. Погнали!

Положение нижней челюсти очень важно, так как оно не только может помочь сформировать резонанс, но и “закрыть” звук, активируя и напряжение мышц шеи.

Важно отметить, что челюсть должна свободно падать вниз до определенной точки “открытия”, затем – немного отодвигаться назад. Таким образом, правильное раскрытие рта при пении происходит в два этапа: 1) перпендикулярно вниз, 2) вниз и назад. Важно пройти через среднюю степень раскрытия и добиться полного.

Далее – будет объясняться, почему. Спойлер от меня: потому что зажим, об этом – дальше (прим. от хозяйки этого блога).

Когда челюсть находится посередине и не раскрыта полностью, очень легко привести в напряжение мышцы шеи. Когда челюсть полностью раскрыта, напрячь мышцы шеи становится практически невозможно . Также практически невозможно напрячь шею при почти закрытой челюсти. Именно поэтому среднее положение и является наиболее опасным (см.рисунок ниже).

Рисунки в книге Стенли вынесены за пределы главы, но они будут. С пояснениями автора чуть ниже.

Поскольку напряжение челюсти и шеи связаны, эти зажимы часто становятся причиной “пения на горле” (throaty singing), когда мышцы шеи берут на себя всю нагрузку. Ещё один важный пункт – то, что по большей части гласные звуки формируются из этого положения, но, в то же время, можно получить зажим.

Иллюстрация показывает правильную позицию губ и челюсти. Певец должен всегда петь либо с полностью раскрытым, либо почти закрытым ртом. Обратите внимание на уголки рта, которые не разводятся в стороны, а рот имеет немного прямоугольную форму. Немного видны зубы. Челюсть свободно падает вниз, затем – вниз и чуть назад. Последнее движение, вниз и чуть назад, очень важно. Практически невозможно издать свободный звук до достижения подобного раскрытия челюсти.

Эта иллюстрация показывает самую худшую картину. Здесь челюсть не падает свободно вниз и не отодвигается немного назад. Наоборот же, немного торчит вперёд и чувствуется сильное напряжение. Челюсть идёт свободно лишь до середины, далее возникает зажим, очень опасный при пении, так как в таком положении очень легко напрягаются мышцы шеи. Например, нижняя челюсть начинает трястись на гласных звуках.

Вот, собственно, ответ на вопрос, который я гуглила чёрти-сколько, ещё с лета: “Почему на некоторых гласных у меня дрожит нижняя челюсть и трясется нижняя губа?” Агаааа.

Читайте также:  Шраги для мышц спины

Да, понимаю, статья серьезной выходит. Ну что, ребзя, давайте до конца, там много чего интересного ещё.

Зажим языка и челюсти. Серединная позиция.

Одна вещь становится очевидной: при таком положении челюсти язык кажется расслабленным, но при этом заваливается назад, закрывая горло. При этом подключаются ещё и мышцы шеи, таким образом и образуется тот самый максимально зажатый звук или звук “на горле”.

Из-за неправильного обучения, певцу бывает сложно раскрыть рот полностью, челюсть может быть очень серьезно напряжена. Обычно это серединной положение не так сложно найти, так как у большинства людей расслабленная челюсть падает именно таким образом. Но, когда дело доходит до пения, именно такое положение и вызывает сильный зажим. Часто можно заметить, что у певцов с таким положением рта образуется “тремоло” нижней челюсти при пении, также этому сопутствует и “тремоло” языка (которое возникает первоначально, затем напряжение переходит в нижнюю челюсть и она тоже начинает трястись). Отсюда же нередко возникает и неправильное вибрато, которое производит не самое приятное впечатление на слушателя. И это очень плохо влияет на голосовой аппарат. Голос имеет горловой призвук, мышцы шеи и языка работают вместо мышц гортани, которые должны работать, также образуется неправильное, грязное смешивание регистров.

Рот певца должен быть свободно открыт, иначе вы так и не научитесь петь. При раскрытии рта губы принимают округлое положение, а их уголки не расходятся в стороны. Положение губ и раскрытие рта как на картинке ниже – неправильно, ведёт к “белому” звуку.

Картинка показывает заблокированную челюсть и разведённые в стороны уголки губ. Певцы, поющие таким образом часто воспроизводят “белый”, “горловой” звук. Обратите внимание, что рот раскрыт лишь наполовину, губы – формируют гласную. Такое положение рта никогда не осуществляется при правильной технике пения.

И примечание от меня: хоть This is Opera и не любят Дэвида Джонса, считая его шарлатаном, однако, об опасности “пения на улыбке” Джонс писал в том числе.

Неправильное положение рта при “темном” неправильном звуке. Уголки губ “втянуты”, зубы не видны. В некоторых случаях верхняя губа чуть приподнята и верхние зубы немного видны. Щеки немного втянуты, а звук певца при этом – “темный”, но на горле. Такое никогда не случается при правильной технике пения.

Здесь уголки губ тянутся вниз, звук превращается в очень горловой. Сильно напряжена нижняя челюсть, напряжена шея.

Как мы видим, практически все возможные неправильные позиции челюсти – из серединного положения. Ученик может иметь разные вариации неправильных положений рта, указанных выше. Но звук при этом всегда напряжённый, напряжение часто усиливается зажимом челюсти и напрямую связано с одним из таких зажимов.

Ладно, ребята. На этом – пока все. Хотим продолжение? Ставим “нравится”. Если статья была полезной, делимся ссылкой. А также жду ваши комментарии.

Читайте также:  Что употребить для наращивания мышц

Как вокалисты 🧏🏻‍♀️ снимают зажимы и расслабляют шею и связки? Простые изометрические.

Привет, это Жанна Серопян! 👧🏻

Сегодня расскажу, как избавиться от зажимов в шее и голосовых связках с помощью изометрических упражнений . Они помогают многим профессиональным певцам и ораторам снимать спазмы и расслаблять голосовой аппарат.

Также я покажу, как с помощью разогревающего массажа снять охриплость и усталость связок.

Все эти методы подойдут педагогам, дикторам, вокалистам и всем тем, кому приходится по роду профессии много говорить (или петь).

Изометрическая релаксация

Этот комплекс упражнений рекомендует делать врач-ортопед Игорь Евграфович Костюк. Я опробовала релаксацию не себе и своих учениках — эффект отличный. Напряжение с области шеи снимается за один сеанс.

Разумеется, это не панацея: чтобы не накапливать зажимы надо уметь петь профессионально – на опоре.

Если же вы поете на связках, то они всегда будут перенапрягаться и зажиматься.

💡 Чтобы понять, есть ли у вас зажимы или нет – приходите на пробный онлайн-урок >>>

Упражнение № 1

Используется для расслабления мышц шеи с боковой стороны. Наклоняем голову вбок и рукой держим голову.

Упражнение можно делать в любом месте: на работе, дома или в пути.

Стараемся расслабить шею. Спина прямая. Голова отклонена к плечу. Пытаемся поднять голову, но удерживайте ее рукой (примерно 5-10 секунд).

Вы должны почувствовать приятную боль в боковых мышцах шеи.

Можно повторить упражнение 3 раза с каждой стороны.

Упражнение № 2

Положите руки за голову. Держите спину прямо, головой попытайтесь достать грудь. Напрягите мышцы шеи, сопротивляясь рукам. Руки должны удерживать голову.

Длительность упражнения: 10 секунд. Можно повторить его 2-3 раза с перерывами в 10-20 секунд.

Упражнение № 3

Чтобы расслабить передний отдел шеи и грудной клетки, можно выполнить упражнение № 2 в обратном порядке.

Читайте также:  Дексаметазон укол в мышцу

Выпрямите спину и наклоните голову назад, пытаясь затылком достать задний отдел шеи. Зафиксируйте подбородок кулаками. Старайтесь наклонить голову вперед, а руками мешайте себе. Упражнение выполняется 10 секунд по 2-3 раза.

Упражнение № 4

Чтобы расслабить передний и боковой отделы шеи, нужно вытянуть подбородок вперед и постараться достать до подмышки. Руки, как и в упражнении № 2, противодействуют голове на затылке, только теперь голова наклонена вбок.

Упражнение № 5

Теперь разомнем лестничные мышцы. Если они зажаты, у нас могут неметь руки и проявляться компрессионный синдром. Для расслабления этих мышц нужно положить ладонь одной руки на плечо, а подбородком попытаться достать до второго плеча.

Далее нужно давить на это плечо подбородком, а рукой — сопротивляться давлению. Делаем упражнения как всегда 10 секунд, и 20 — расслабляемся. Повторяем 2-3 раза.

Массаж

Возьмите иланг-иланговое масло, нанесите на руки и разотрите. После этого нанесите его на шею со всех сторон движениями вверх. Можно приступать к массажу.

Разогрейте руки трением вот так 🙏. После этого поочередно тяните руки от низа шеи к подбородку.

Аналогично повторяем движения для задней части шеи.

Можно поочередно делать массаж ладонями, пальцами и ребрами ладоней.

После этого можете аккуратными движениями массажировать трахею.

В конце комплекса обязательно затроньте верхнюю часть грудной клетки.

Эффект хорошего сна.

Отличной работе связок способствует не только релаксация и массаж, но и такие обычные вещи, как здоровый сон. Спать нужно на ровной поверхности, под голову лучше класть ортопедическую подушку. Можно положить под колени валик.

В такой позе ваши мышцы и бедра во сне будут расслаблены.

За столом нужно сидеть правильно: высота стула должна соответствовать вашим пропорциям и росту. Ноги в положении сидя должны составлять прямой угол. Крышка стола — на уровне локтей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector