Меню

Мышцы человека строение и значение 8 класс

Мышцы человека

Поднимите руку. Теперь сожмите кулак. Сделайте шаг. Правда, легко? Человек выполняет привычные действия практически не задумываясь. Около 700 мышц (от 639 до 850, согласно различным способам подсчета) позволяют человеку покорять Эверест, спускаться на морские глубины, рисовать, строить дома, петь и наблюдать за облаками.

Но скелетная мускулатура — далеко не все мускулы человеческого тела. Благодаря работе гладкой мускулатуры внутренних органов, по кишечнику идет перистальтическая волна, совершается вдох, сокращается, обеспечивая жизнь, самая важная мышца человеческого тела — сердце.

Определение мышц

Мышца (лат. muskulus) — орган тела человека и животных, образованный мышечной тканью. Мышечная ткань имеет сложное строение: клетки-миоциты и покрывающая их оболочка — эндомизий образуют отдельные мышечные пучки, которые, соединяясь вместе, образуют непосредственно мышцу, одетую для защиты в плащ из соединительной ткани или фасцию.

Мышцы тела человека можно поделить на:

Как видно из названия, скелетный тип мускулатуры крепится к костям скелета. Второе название — поперечно-полосатая (за счет поперечной исчерченности), которая видна при микроскопии.К этой группе относятся мышцы головы, конечностей и туловища. Движения их произвольные, т.е. человек может ими управлять. Эта группа мышц человека обеспечивает передвижение в пространстве, именно их с помощью тренировок можно развить или «накачать».

Гладкая мускулатура входит в состав внутренних органов — кишечника, мочевого пузыря, стенки сосудов, сердца. Благодаря ее сокращению повышается артериальное давление при стрессе или передвигается пищевой комок по желудочно-кишечному тракту.

Сердечная — характерна только для сердца, обеспечивает непрерывную циркуляцию крови в организме.

Интересно узнать, что первое мышечное сокращение происходит уже на четвертой неделе жизни эмбриона – это первый удар сердца. С этого момента и до самой смерти человека сердце не останавливается ни на минуту. Единственная причина остановки сердца в течение жизни — операция на открытом сердце, но тогда за этот важный орган работает АИК (аппарат искусственного кровообращения).

Строение мышц человека

Единицей строения мышечной ткани является мышечное волокно. Даже отдельное мышечное волокно способно сокращаться, что свидетельствует о том, что мышечное волокно – это не только отдельная клетка, но и функционирующая физиологическая единица, способная выполнять определенное действие.

Отдельная мышечная клетка покрыта сарколеммой – прочной эластичной мембраной, которую обеспечивают белки коллаген и эластин. Эластичность сарколеммы позволяет мышечному волокну растягиваться, а некоторым людям проявлять чудеса гибкости – садиться на шпагат и выполнять другие трюки.

В сарколемме, как прутья в венике, плотно уложены нити миофибрилл, составленные из отдельных саркомеров. Толстые нити миозина и тонкие нити актина формируют многоядерную клетку, причем диаметр мышечного волокна – не строго фиксированная величина и может варьироваться в довольно большом диапазоне от 10 до 100 мкм. Актин, входящий в состав миоцита, — составная часть структуры цитоскелета и обладает способностью сокращаться. В состав актина входит 375 аминокислотных остатка, что составляет около 15% миоцита. Остальные 65 % мышечного белка представлены миозином. Две полипептидные цепочки из 2000 аминокислот формируют молекулу миозина. При взаимодействии актина и миозина формируется белковый комплекс — актомиозин.

Название мышц человека

Когда анатомы в Средние века начали темными ночами выкапывать трупы, чтобы изучить строение человеческого тела, встал вопрос о названиях мускулов. Ведь нужно было объяснить зевакам, которые собрались в анатомическом театре, что же ученый в данный момент кромсает остро заточенным ножом.

Ученые решили их называть либо по костям, к которым они крепятся (например, грудинно-ключично-сосцевидная мышца), либо по внешнему виду (например, широчайшая мышца спины или трапециевидная), либо по функции, которую они выполняют (длинный разгибатель пальцев). Некоторые мышцы имеют исторические названия. Например, портняжная названа так потому, что приводила в движение педаль швейной машины. Кстати, эта мышца — самая длинная в человеческом теле.

Строение и работа мышц.
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Материал предназначен для использования на уроках по теме “Опорно-двигательный аппарат” в курсе “Человек”.

Скачать:

Вложение Размер
oporno-dvigatelnyy_apparat_-_myshtsy.pptx 1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Опорно-двигательный аппарат человека. Презентация учителя биологии – Елены Леонидовны Кот ГОУ СОШ № 354 Санкт-Петербурга. 2011.

Опорно-двигательный аппарат , или костно-мышечная система – это комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Опорно-двигательный аппарат: 1. Активная часть (мышцы) Мышечная (мускульная система) – совокупность сократительных элементов мышечной ткани, объединенных в мышцы и связанных между собой соединительной тканью. (у человека примерно 600 скелетных мышц)

2. Пассивная часть (кости, связки, суставы, хрящи, фасции ) Костная система – опорный остов организма, совокупность всех костей – скелет. (У человека примерно 220 костей) Обе части связаны между собой по развитию.

Значение опорно-двигательной системы Активная часть (мышцы) Энергетическая функция – превращение химической энергии в механическую и тепловую. Двигательная функция – обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве. Защитная функция – создают полости тела для защиты внутренних органов (брюшной пресс). Формообразующая функция – определяют форму и размеры тела. Пассивная часть (скелет) Двигательная функция – обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве. Защитная функция – создают полости тела для защиты внутренних органов (грудная клетка, череп, позвоночник). Формообразующая функция – определяют форму и размеры тела. Опорная функция – опорный остов организма. Кроветворная функция – красный костный мозг – источник клеточных элементов крови. Обменная (запасающая) функция – кости – источник Са , F , и других минеральных веществ.

Мышцы, мускулы ( musculi ) – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов

Форма и величина мышц

Основные мышцы человека

Работа мышц Работа – необходимое условие существование мышц. Даже в состоянии покоя мышцы находятся в тонусе. Тонус – состояние длительно удерживаемого незначительного напряжения мышц. Атрофия – потеря работоспособности в результате длительной бездеятельности мышц. Утомление – физиологическое состояние временного снижения работоспособности, возникающее в результате деятельности мышц.

Мышечная координация Движение осущест вляют мышцы, расположенные Сгибание Сгибатели Спереди от сустава Разгибание Разгибатели Сзади от сустава Отведение Абдукторы Снаружи от сустава Приведение Аддукторы Внутри от сустава Вращение Ротаторы Косо или поперечно по отношению к вертикальной оси Синергисты – мышцы, выполняющие одно и то же движение. Антагонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия. Мышечная координация – согласованная работа мышц (при сокращении бицепса – сгибателя трицепс – разгибатель расслаблен, и наоборот).

Строение и функции скелетных мышц . 1 . Брюшко , покрыто фасцией ( плотной соединительнотканной оболочкой) . 2, 3. Сухожилия . 4 . Мышечное волокно ( поперечнополосатая мышечная ткань)

Строение и функции скелетных мышц.

Сокращение скелетных мышц Строение миофибриллы Регуляция мышечного сокращения Миофибриллы – состоят из протофибрилл , образованных белками (актином и миозином)

Проверь свои знания: Поперечно – полосатая мышечная ткань образует: А) скелетные мышцы б) стенки полостей тела в) стенки органов пищеварения Являются ли скелетные мышцы активной частью опорно-двигательного аппарата? А) да б)нет Из чего состоит скелетная мышца? А) поперечно-полосатых мышечных волокон б) гадкомышечных клеток Какая из названных мышц является самой длинной в теле человека? А) портняжная б) четырёхглавая мышца бедра Работа мышц осуществляется по принципу: А) блока б) рычага Какую работу совершают мышцы при подъёме тяжестей : А) статическую б) динамическую

Ответы: 1 – а; 2 – а; 3 – а; 4 – а; 5 – б; 6 – б. Молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока “Строение и фукции мышц” и компьютерная презентация на эту тему.

8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ» ТЕМА УРОКА №23.

Мы́шцы или му́скулы (от лат. musculus — мышца (mus — мышка, маленькая мышь)) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной.

Урок с применением ИКТ, игровой и здоровьесберегающей технологии.

Урок с применением ИКТ, игровой и здоровьесберегающей технологии.

Контрольная работа к серии учебников “Линия жизни&quot.

Данный урок по биологии был разработан и проведён в 9б классе (статус: слабослышащие). Этим уроком началось изучение темы “Мышцы”. В разработке показана одна из главных составляющих коррекци.

Строение и функции мышц.
презентация к уроку биологии (8 класс) по теме

Разработка урока “Строение и фукции мышц” и компьютерная презентация на эту тему.

Скачать:

Вложение Размер
urok_biologii_v_8_klasse.docx 22.93 КБ
myshcy.ppt 1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе

Тема: Мышцы, их строение и функции .

Цель урока : выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.

  • Раскрыть принцип расположения мышц по отношению к суставам; показать, что мышцы вместе с костями образуют рычаги
  • Дать элементарное понятие физиологии мышечного сокращения и утомления
  • Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, выделять главное. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Формы организации учебной деятельности:

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа, выполнение учебного рисунка на доске, организация работы с микроскопом и наглядными пособиями.

демонстрационный материал: скелет человека, торс человека, таблицы «скелетные мышцы», мультимедийные комплекс, электронный микроскоп, микропрепараты «мышечные ткани», презентация «строение и функции мышечной ткани», фрагмент из кинофильма из серии «человек».

  1. Проверка материала, пройденного на последних двух уроках
  2. Изучение нового материала
  • Строение скелетной мышцы
  • Лабораторная работа
  • Строение особенностей мышечной ткани и её свойства
  • Основные группы мышц их локализация и свойства (с/р с учебником)
  • Нервная регуляция мышечной деятельности
  1. Закрепление
  • Мозговой штурм
  1. Домашнее задание
  1. Проверка пройденного материала

Биологический диктант код (на экране)

  1. Грудная клетка
  2. Позвоночник
  3. Скелет верхних конечностей
  4. Мозговой отдел черепа
  5. Пояс верхних конечностей
  6. Скелет нижних конечностей
  7. Лицевой отдел черепа
  8. Пояс нижних конечностей
  1. Отдел является стержнем, опорой для всего скелета
  2. Отдел скелета, в который входят скуловые и новые кости
  3. Отдел скелета, выполняющий защитные функции по отношению к головному мозгу
  4. Отдел скелета, в который входят лучевые и плечевые кости
  5. Отдел скелета, в который входят кости таза
  6. Отдел является опорой для скелета верхних конечностей
  7. Отдел скелета, в который входят бедренные кости
  8. Отдел скелета, в который входят рёбра и грудина

Ответы: 1 – 2; 2-7; 3-4; 4-3; 5-8; 6-5; 7-6; 8-1.

  1. Нарисовать строение сустава и раскрыть его функции
  2. Указать на скелете несколько суставов, выполняющих различные движения
  3. Наложить шину на предплечье своего товарища

Класс оценивает работу товарищей и если надо вносит коррективы.

Учитель ставит классу следующие вопросы:

  • Почему не рекомендуется ездить на жеребятах верхом?
  • Почему у человека при падении чаще всего бывает сломана малая берцовая кость?
  • Почему накладывают шину на два отдела, расположенных рядом с повреждённым?
  • Зачем под шину подкладывают мягкую подкладку?
  • Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?
  • Какие свойства костей обеспечивают их прочность и сравнительную лёгкость?
  • При раскопках в кургане был обнаружен скелет. Как определить по остаткам скелета пол человека?
  1. Изучение нового материала

Переходя к изучению нового материала, учитель обращает внимание на то, что движение в суставах производится мышцами.

Выступление ученика о работах Леонардо да Винчи (материал из презентации).

У женщин и мужчин неодинаковое процентное соотношение между тканями, слагающими их тела.

Мышечная ткань – женщины 35,8%; мужчины 41,8%.

Костная ткань – 15,1%; 15,9%.

В основу урока кладётся самостоятельная работа по изучению мышц с помощью таблиц и самонаблюдений учащихся. Работа носит, в некоторой степени, исследовательский характер, т.к. ученики сами выясняют некоторые вопросы, связанные с работой, развитием и расположением мышц человека.

  1. Поперечно-полосатой
  2. Сердечной
  3. Гладкой мышечной ткани

Сравните их строение

Какой вывод можно сделать (показ на экране через электронный микроскоп)

  1. Учитель описывает внешнее строение мышцы, указывает, какими свойствами характеризуются мышечные ткани, что удлинённая форма мышечных волокон соответствует функции сократимости, но какое движение вызывает мышца, зависит ещё от её формы и место прикрепления к костям скелета.
  2. Затем учитель разъясняет задание, порядок работы; выполняют задание вдвоём, но отчётное задание своего варианта каждый ученик делает индивидуально.
  • Прочитайте текст учебника на стр. 118-121 и по рисунку на стр. 120 найдите все указанные в тексте мышцы
  • Найдите у себя примерное расположение следующих мышц: жевательной, дельтовидной, трапециевидной, двуглавой и трёхглавой, икроножной. Определите в каких движениях они участвуют.
  • Решите следующие задачи:
  • В каком состоянии находится трёхглавая мышца при сгибании руки в локте?
  • Какие мышцы руки напряжены, когда мы держим предмет навесу в вытянутой руке?
  • В каком положении руки расслаблены сгибатели пальцев?
  • Укажите два примера мышц, вызывающих при сокращении противоположное движение в суставе?
  • Какого рода рычаг образует двуглавая мышца плеча с костями предплечья?
  • Укажите мышцы, особенно развитые у человека в связи с вертикальным положением
  • Укажите мышцы, противоположно действующие при сгибании руки в локтевом суставе
  • Какого рода рычаг образуют с черепом шейные мышцы, удерживающие голову в вертикальном положении
  • Укажите мышцы существующие только у человека и человекообразных обезьян
  • Какие мышцы участвуют в изменении объёма грудной клетки?

После окончания работы учащиеся устно отвечают на вопросы задания по вариантам.

Учитель вызывает ученика (с хорошо развитой мускулатурой) к доске. У него измеряют сантиметровой лентой окружность плеча у руки, опущенной вниз. Затем ученик сжимает кисть в кулак и сгибает руку в локте. Устанавливает измерение в объёме плеча. Учащийся объясняет, почему это происходит, и показывает на экране, какие мышцы у него сократились при этом движении, и какие расслабились.

Учитель ставит вопросы:

  • Как регулируется мышечное движение?
  • Почему сокращаются мышцы?
  • Почему при сокращении сгибателей расслабляются разгибатели?

Учитель рассказывает, что происходит это рефлекторно, и предлагает учащимся вспомнить: что такое рефлекс, какие бывают нервы, какие бывают нейроны.

Рассматривают один из простейших рефлексов – коленный. Учитель демонстрирует коленный рефлекс на вызванном учащемся и на экране. Затем по таблице на доске изучают рефлекторную дугу этого рефлекса. Вместе дают определение рефлекса и строение рефлекторной дуги.

  1. Нервная регуляция мышечной деятельности. (работа учителя)

Мышечные движения в организме имеют рефлекторный характер, потому что они всегда являются реакцией на раздражение рецепторов центральной нервной системы. Но эти рецепторы могут быть самыми разнообразными. Мышечный рефлекс может начинаться с раздражения зрительных, слуховых, осязательных рецепторов. Очень часто мышечные рефлексы происходят в ответ на раздражение рецепторов, находящихся в самих мышцах и сухожилиях, как было в коленном рефлексе. Когда происходит сокращение мышцы, то находящиеся в ней рецепторы сигнализируют при помощи нервного возбуждения в ЦНС о том, что реакция движения произошла. Это очень важно для согласованности движения, но почему в то время как двуглавая мышца сокращается, мышца противоположной стороны плеча расслабляется (вопрос классу).

В этом согласовании проявляется закономерность, связанная со способностью нейронов не только возбуждаться и проводить возбуждение, но и впадать в состояние торможения. При торможении в нейронах и нервах прекращается проведение возбуждения. Естественно, что если в центре нейронов, идущих к мышце, разовьётся торможение, то эта мышца расслабится. Всё это связано с нервными импульсами, приходящими из центральной нервной системы, которые информируют головной мозг о состоянии мышцы. Все произвольные движения человека происходят только при участии коры больших полушарий головного мозга, и невозможны при нарушении кровоснабжения определённых участков коры больших полушарий (показывает на экране двигательную область, где расположены центры всех произвольных движений).

  1. Мозговой штурм.
  • При помощи каких мышц выражаются эмоции
  • Каковы главные свойства мышечной ткани
  • При раскопках в кургане был найден скелет, может ли опытный анатом по костям скелета решить, был ли тот спортсменом, грузчиком, или человеком ведущим малоподвижный образ жизни
  • Замечено, что человек по разному падает: когда споткнётся, то падает вперёд, а когда поскользнется – назад. Как объяснить это явление?
  • Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд? (если не отвечают на какие то вопросы, это будет проблемой для решения её на следующем уроке)
  1. Задание на дом : стр.116-122.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МЫШЦЫ МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА, совокупность мышц и мышечных пучков, объединенных обычно соединительной тканью. Отсутствует у одноклеточных и губок, хорошо развита у позвоночных. В состав мышечной системы человека входят около 400 скелетных мышц, у взрослого человека они составляют 40% массы тела. Для мышечной системы характерны следующие функции: двигательная, защитная, формообразующая, энергетическая.

Мышцы- это орган тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Мышца имеет сложное строение. Она образована пучками мышечных волокон, которые в свою очередь состоят из ядра мышечного волокна, сократительных нитей, покровной мембраны и кровеносных сосудов. Снаружи мышца покрыта соединительно-тканной оболочкой – фасцией. К костям мышцы прикрепляются с помощью сухожилий. Сухожилия состоят из плотной волокнистой соединительной ткани и обладают высокой прочностью.

Работа мышц Мышцы, сокращаясь. Или напрягаясь производят работу. Различают динамическую и статическую работу. Движения в суставах обеспечиваются как минимум двумя мышцами, действующими противоположно друг другу. Работой мышц управляет нервная система. Эта работа носит рефлекторный характер.

Характеристика основных групп скелетных мышц группа Основные мышцы функции Мышцы головы: 1. Жевательные 2. мимические Жевательная, височная, наружная, внутренняя, крыловидная Круговые мышцы рта и глаз, щечные надчерепные Приводят в движение нижнюю челюсть Открывают и закрывают рот, глаза, изменяют выражение лица, речевая артикуляция Мышцы шеи (поверхностные и глубокие) Подкожная ггрудинно-ключичная, лестничная Поддерживают и приводят в движение голову, шею, опускают нижнюю челюсть, поднимают первое и второе ребро Мышцы спины Трапециевидная, широчайшая, ромбовидная и д.р. Приводят в движение лопатки , голову, шею, руки, ребра при дыхании, поддерживают вертикальное положение тела. Мышцы груди Большая и малая грудные, передняя зубчатая, наружные и внутренние межреберные Приводят в движение плечевой пояс, ребра при дыхании Мышцы живота Косые, поперечная и прямая (брюшной пресс), диафрагма Приводят в движение туловище (наклонны вперед и в стороны); дыхательные движения Мышцы конечностей а) верхние; б) нижние; Бицепс, трицепс, дельтовидная, подлопаточная, мышцы предплечья и кисти Большая седалищная, двуглавая мышца бедра, икроножная, трехглавая мышца голени, мышцы стопы Приводят в движение руки Приводят в движение ноги

Статическая работа мышц – это активная фиксация органов относительно друг друга и придание определенного положения телу, при этом мышца развивает напряжение без изменения длины. Динамическая работа мышц – это смещение одних органов относительно других и перемещение тела в пространстве, при этом мышца изменяет длину и толщину. Работа мышц связана с расходованием энергии. Энергию для мышечных сокращений предоставляет молекула АТФ (

Динамическая работа скелетной мышцы возбуждение Центральная нервная система Центр сгибания Центр разгибания возбуждение торможение торможение возбуждение Мышцы (бицепс) Мышцы (трицепс) сокращение расслабление сокращение расслабление возбуждение

Длительное мышечное напряжение приводит к развитию утомления. Под утомлением понимают временное снижение работоспособности мышц, возникающее по мере их работы. Причины утомления связаны с накоплением продуктов распада органических веществ в местах контактов: нейрон-нейрон, нейрон- мышца.

И.м. Сеченов установил, что при ритмической работе утомление наступает позже, так как в промежутках между сокращениями мышца отдыхает, интенсивная работа мышц с большой нагрузкой приводит к быстрой утомляемости, наиболее оптимальными для мышц являются средние нагрузки и ритм, а лучший способ восстановить работоспособность мышц – активный отдых (с активной деятельностью других мышц)

Мышцы руки и кисти

МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА, совокупность мышц и мышечных пучков, объединенных обычно соединительной тканью. Отсутствует у одноклеточных и губок, хорошо развита у позвоночных

Проверьте свои знания Каким образом мышцы совершают работу? Какая работа называется динамической? Статической? Какая работа совершается при удержании груза? Как работают мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели? Верно ли утверждение, что вся мышечная деятельность носит рефлекторный характер? Обоснуйте свой ответ. Почему мышцы устают? От чего зависит скорость развития утомления мышц?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации даны интересные факты о мышцах. рассмотрено макро и микроскопическое строение мышц.

Материал предназначен для использования на уроках по теме “Опорно-двигательный аппарат” в курсе “Человек”.

Мы́шцы или му́скулы (от лат. musculus — мышца (mus — мышка, маленькая мышь)) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной.

Урок разработам по ФГОС.

Урок с применением ИКТ, игровой и здоровьесберегающей технологии.

Урок с применением ИКТ, игровой и здоровьесберегающей технологии.

С помощью данного урока учащиеся выяснят строение и функции мышц. Рассмотрят основные группы скелетных мышц. С помощью рисунков узнают расположение мышцы в теле человека. Урок содержит дополнительный .

Adblock
detector