Меню

Мышцы человека доклад для детей

Мышцы

Наши мышцы весят 28 килограммов!

Любое движение, от моргания до ходьбы и бега, осуществляется с помощью мышц. Мышцы состоят из клеток, обладающих уникальной способностью сокращаться.

Большинство мышц работают в паре, как антагонисты: когда одна сокращается, другая расслабляется. Двуглавая мышца плеча, сокращаясь и укорачиваясь, сгибает руку (трехглавая при этом расслабляется), а когда сокращается трехглавая (двуглавая расслаблена), рука распрямляется.

В теле 3 типа мышц: скелетные (поперечно-полосатые) мышцы, гладкие мышцы и мышца сердца. В беге участвуют скелетные мышцы, при переваривании пищи работают гладкие, а сердцебиение зависит от сокращений сердечной мышцы. Скелетные мышцы приводят в движение кости скелета и, вместе со скелетом, служат опорой телу. В теле человека более 640 скелетных мышц. Они покрывают весь скелет и определяют форму тела. На их долю приходится до 40% всей массы тела. Размеры скелетных мышц варьируются от мощной четырехглавой мышцы бедра до крохотной стременной мышцы в ухе. К костям скелетные мышцы присоединяются с помощью сухожилий, волокна которых на одном конце вплетены в мышечную ткань, а на другом – в надкостницу. Когда мышцы сокращаются, кости, к которым они прикреплены, приводятся в движение.

Как сделать твои мышцы сильными? Надо почаще загружать их работой. Если мышцы не заставлять работать, они станут вялыми и слабыми. Так бывает с человеком, который из-за болезни долго лежал в кровати. Вроде не напрягался, а ноги потом еле ходят! Некоторые считают, что крепкие мускулы нужны только для физического работы. Это неверно. Занятия спортом помогают и творить! Не зря еще древние греки говорили: «Хочешь быть здоровым — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай».

Мышцы составляют 40% веса тела, то есть 28 кг у человека весом 70 кг.

Мимику обеспечивают 18 лицевых мышц, среди которых имеются мышцы “плача” (опускающие вниз черты лица) и “смеха” (поднимающие черты лица).

Большая ягодичная мышца, придающая форму ягодице и обеспечивающая расширение бедра и подвижность ноги, – самая крупная в человеческом организме (это треугольник со сторонами по 20 см), а мышца “stapedius”, приводящая в движение косточку в среднем ухе (стремя), – самая маленькая (меньше 1,27 мм). Но большие и маленькие, произвольные и непроизвольные мышцы имеют одинаковое строение: в одном кубическом сантиметре содержится 200 мышечных волокон и 700 капилляров.

Рекорды тяжелой атлетики:

Мышечная реакция делится на несколько этапов. Например, если муха щекочет лоб и вы хотите ее прогнать, команда из мозга за 1/100 секунды достигает руки и кисти; мышечное сокращение длится 4/100 секунды; рука расслабится еще через 5/100 секунды. Между прочим, если вы делаете упражнения для брюшного пресса и хотите удержать ноги вытянутыми вверх, из головного мозга будет поступать 40 команд в секунду. Зарегистрированный рекорд качания пресса – 3766 наклонов туловища без помощи рук с зафиксированными ногами в течение часа.

Если средняя продолжительность одного звука (например, ноты “ля”) без изменения тона и на одном дькании для большинства людей 20-25 с, то рекорд составляет 55 с. Певческие голоса по силе звука классифицируются следующим образом: Обычный голос – 80 дБ Концертный голос – 90 дБ Опереточный голос – 100 дБ Голос в комической опере – 110 дБ…

Чего только не встретишь в нашем теле: удивительный зоопарк и мифические персонажи, загадочные растения и орудия труда, разноцветную мозаику и много чего съестного, географические названия и просто забавные слова и предметы. Ведь ученые-анатомы для обозначения самых разных закоулков нашего тела используют более 6000 (!) терминов. Начнем, пожалуй, вот с такой фразы: «Вход в пещеру охранял…

На Земле проживало 80 миллиардов людей со времени появления человека (в настоящее время живут 5 миллиардов людей, а 75 миллиардов умерли). Если выстроить в ряд скелеты всех умерших (по 7 скелетов на один метр), то образуется очередь, в 26 раз превышающая расстояние от Земли до Луны (10 миллионов километров). Общий вес этих скелетов 1275 миллиардов…

Забавные термины, носящие названия местностей, предметов или тем обыденной жизни, мы разделили на несколько групп. Природа, география, архитектура Сильвиев водопровод – полость среднего мозга. Древо жизни – извилина на поверхности мозжечка; Атлас (атлант) – первый шейный позвонок. “Пролив”, или “ущелье” [пер.] – отверстие таза. “Склон” [пер.] стопы. Пространства и полости “Желудочная пещера” [пер.] – полость желудка….

Среди множества живых существ, обитающих на Земле, человек – самое разумное и наиболее продвинутое в своем развитии. Разум открывает нам путь к самопознанию, в том числе и к пониманию того, как устроено наше тело. Сегодня на Земле живет более 6 млрд. человек. Каждый из них уникален по складу личности, поведению, внешности, пропорциям тела, манере двигаться….

Тело человека состоит из более чем 50 трлд. микроскопических клеток. Они выполняют определенные функции, обеспечивающие слаженную работу организма. Клетки печени (гепатоциты) образуют ткань. Эта ткань вместе с другими типами тканей образует орган печень. Печень и связанные с нею органы объединены в пищеварительную систему. Тело человека устроено по иерархическому принципу, т.е. как последовательность разных уровней сложности,…

В теле человека 12 главных систем. Это – мычечная, костная, нервная, эндокринная, кровеносная, лимфатическая, пищеварительная, дыхательная, покровная (кожа, волосы и ногти), репродуктивная (мужская и женская), выделительная и иммунная системы. Каждая система отвечает за какой-нибудь один процесс или несколько процессов, необходимых для поддержания жизни. Например, система кровообращения, включающая сердце, кровеносные сосуды и кровь, поставляет всем клеткам тела…

В нашем теле 4 основных типа тканей. Эпителиальная ткань, состоящая из плотно упакованных клеток, покрывает защитным водонепроницаемым поверхностным слоем кожу и выстилает желудочно-кишечный тракт. Соединительная ткань связывает между собой отдельные части тела и выполняет опорную функцию. Ее разновидностями являются сухожилия, костная и хрящевая ткани. Мышечная ткань состоит из клеток, способных сокращаться и тем самым приводить…

Cкелетные мышцы Клетки скелетных мышц (мышечные волокна) длинные и тонкие. Они образованы множеством параллельных нитей – миофибрилл. Миофибриллы тоже состоят из нитей, или миофиламентов, 2 типов белков – актина и миозина, – придающих скелетным мышцам поперечную исчерченность. Когда в мышцу по нервному волокну поступает сигнал из мозга, миофиламенты скользят навстречу друг другу, и мышечные волокна…

В среднем мы ежедневно делаем 19 000 шагов! В отличие от человеческого черепа, который эволюционировал на протяжении тысячелетий, нога не изменилась ни на йоту. Ее форма осталась прежней. На обеих ногах у нас 56 костей, это примерно четверть всех костей скелета. Для фиксации положения и функционирования всего тела обе ноги снабжены более чем 200 связками…

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме “Мышцы и их работа”

Цели и задачи:

  1. Сформировать понятия «мышцы», «мышечная ткань».
  2. Создать условия для формирования представления о работе мышц.
  3. Формировать представление об организме как о единой системе органов, взаимодействующих между собой.
  4. Закреплять изученный материал.
  5. Развивать мышление, воображение.
  6. Расширять кругозор.
  7. Воспитывать стремление к труду, здоровому образу жизни.

Ход урока

I. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Начнем урок естествознания.

Экспресс-опрос

  1. Каков вес скелета? (10 кг)
  2. Сколько костей в организме человека? (200)
  3. Назовите отделы черепа (лицевой и мозговой)
  4. Единственная подвижная часть черепа (Нижняя челюсть)
  5. Тип соединения костей черепа (Неподвижное)
  6. Что расположено в позвоночном канале? (Спин. мозг)
  7. Что образует грудина и ребра? (Гр.клетка)
  8. Назовите кости верхних конечностей (Кисть, предплечье, плечо)
  9. Кости нижних конечностей (Стопа, голень, бедро)
  10. Назовите функции скелета (Опора, форма и защита внут. органов)

Работа в группах

Прочитать задание, обработать в группе и ответить:

  1. В средние века при строительстве мостов и зданий рекомендовалось в раствор добавлять сырые яйца и молоко. А сегодня врачи считают, что и нашим костям необходимы яйца и молоко. В чем секрет этих рекомендаций?
  2. Человек рано утром бывает одного роста, а вечером меньше. Почему?
  3. Что такое осанка? Почему важно сохранять правильную осанку? Покажите на примере с портфелями.
  4. Известно, что у гимнастов очень гибкое тело. Они без особых усилий делают «мостик», изгибают свой позвоночник. Руки и ноги сгибаются только в определенных суставах. Объясните почему так происходит.

Примерные ответы:

  1. В яйцах и молоке есть кальций. А он полезен для костей.
  2. За день жидкость из межпозвоночных дисков используется и диски становятся тоньше, а человек ниже. За ночь жидкость восстанавливается.
  3. Объясняют про осанку и надеваем портфели.
  4. Свойство позвоночника.

II. Новый материал

Вы назвали одно из значений скелета – движение.

– А как происходит это движение? Показываю на кукле-марионетке.

– Кто двигал конечностями?

– А что же приводит в движение скелет на самом деле? Сегодня это мы и узнаем на уроке.

Кроссворд

  1. Что быстрее молнии?
  2. Без чего ты не сможешь говорить?
  3. Один говорит, два слушают
  4. Стучит, но не мотор
  5. Пять братьев у одной сестрицы

Ключевое слово – МЫШЦЫ

Постепенно в течение урока заполняем схему.

Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мышицы).

Итак, что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Вы назвали одним из значений скелета движение.

А как происходит это движение? (версии детей).

Учитель двигает одну из «костей» модели скелета рукой (на доске).

Кто сейчас заставил скелет совершить движение?

А что же приводит его в движение в жизни?

Толкование слова мышцы

Название «Мышцы» от лат. слова – мускулус – мышонок.

Мышцы сравнивают с бегающими под кожей мышами.

III. Исследовательская работа

Рассматриваем под микроскопом 2 образца мышц.

Мышечная клетка более узкая, длинная, напоминает волокно.

Читаем текст учебника с.46

В чем же особенность мышечной ткани?

Это способность сокращаться или способность становиться короче, укорачиваться.

Что же такое мышечная ткань? Из чего она состоит?

Сравним клетки костной и мышечной ткани.(Демонстрируются соответствующие иллюстрации. Дети сравнивают их, высказываются.).

Как видим, мышечная клетка более узкая, длинная, напоминает волокно.

В чем же особенность мышечной ткани? Главная ее особенность – это способность сокращаться. Что значит сокращаться, как вы понимаете это слово?

Значит, становиться короче, укорачиваться.

Повторим еще раз, что такое мышцы (дети с помощью учителя составляют определение).

Мышцы – органы, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться.

Что такое мышцы, мы выяснили. А для чего же они нужны человеку? (предположения детей).

Каждая мышца прикреплена одним своим концом к одной кости, а другим – к другой (демонстрация на динамическом пособии, которое представляет собой макет костей плеча и предплечья, вырезанных из плотной бумаги и подвижно соединенных). Крепятся они при помощи сухожилий (демонстрация).

IV. Физминутка

Мы делали физминутку и даже не задумывались, когда нам сгибать, а когда разгибать руку или ногу. Почему? Мы привыкли это делать не задумываясь. А вот к новым непривычным движениям мы приучаем себя. Вспомните, когда вы только начали учиться, с каким трудом вы писали первые буквы, держали ручку, как пальцы вас не слушались. А теперь эти же движения даются вам легко, вы выполняете их без особых затруднений, не задумываясь.

Послушайте одну древнюю индийскую сказку:

Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:

– не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымаются одиннадцатая и седьмая?

Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она в самом деле?

Ну как, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжить свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злобной жабе.

– Я думаю. Что с нами этого никогда не случится.

V. Крепление мышц

– А как же наши мышцы прикрепляются к костям?

– каждая мышца прикреплена одним концом к одной кости скелета, а другим к другой. По приказу мозга мышцы могут становиться короче либо длиннее.

Рассматриваем на таблице сухожилия.

А чтобы понять, как мышцы заставляют кости двигаться, давайте вспомним. кукольный театр. Кто был в театре кукол? Как называется такая кукла?

(Учитель демонстрирует марионетку или иллюстрацию с ее изображением).

Что заставляет куклу двигаться?

Кукловод натягивает нитку, делает ее короче, и нога марионетки поднимается, делает нитку короче, ослабляет ее, и нога опускается (наглядная демонстрация).

Как вы думаете, что выполняет роль таких ниточек в нашем организме?

Верно, это они то удлиняются, то укорачиваются, что приводит кости в движение.

Посмотрим, как это происходит (демонстрация на динамическом пособии).

Перед нами мышца в расслабленном состоянии. А теперь представим, что она становится короче или.

Что при этом произойдет? (предположения детей)

Сокращаясь, мышца увлекает за собой кость, которая, таким образом, совершает движение (учитель на динамическом пособии делает «бицепс» короче, при этом происходит движение «костей предплечья»).

А что произойдет, когда мышца расслабится? (демонстрация, учитель отпускает мышцу, кость возвращается на прежнее место)

Кость вернется на прежнее место.

Похоже на движение марионетки?

Тогда продолжим наше сравнение. Кто заставляет укорачиваться нитки,

прикрепленные к конечностям куклы?

А что же заставляет сокращаться наши мышцы, играет роль кукловода? (версии детей)

В организме человека эту роль кукловода выполняет мозг. Именно он посылает мышцам нервный сигнал, который приказывает им сокращаться или расслабляться. Что при этом происходит?

Движение, мы двигаемся.

Давайте повторим, к чему приводит сокращение и расслабление мышц?

К тому, что совершается движение.

VI. Работа в группах

Сейчас я предлагаю вам практическую работу в группах. Каждая группа находит задание в учебнике, выполняет это задание, читает текст в учебнике, а затем делают вывод.

  1. С. 46 вопрос вверху
  2. С. 48 вопрос внизу
  3. С. 49 вопрос вверху
  4. С. 49 вопрос внизу

VII. Интересные факты

А на самом деле у всех людей одинаковое количество мышц (ученые насчитали около 600 мышц в организме человека), и они самые разнообразные:

  • есть сердечная мышца (где находится, что заставляет работать?),
  • есть мимические мышцы (отвечают за мимику),
  • есть межреберные мышцы (где находятся, что двигают?),
  • есть мышцы – сгибатели (что делают?),
  • есть разгибатели (что делают?)

Бодибилдинг:

Соберите предложение. Что это? Как вы понимаете эту пословицу?

Эта пословица очень точно отражает работу мышц. Наш организм устроен так, что клетки, которые больше работают, т.е. больше сокращаются, получают больше питания, а чем мышцы-бездельники. А раз они больше получают питания, то и растут они быстрее.

Что же делать с мышцами, чтобы они развивались?

Сравнение учеников спортсменов и не спортсменов.

Просмотр фильма о бодибилдинге.

Полезные советы:

  1. Играйте в подвижные игры
  2. Делайте зарядку
  3. Танцуйте
  4. Помогайте родителям
  5. Не забывайте про мяч, скакалку, велосипед

VIII. Итог урока

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Как еще называют мышцы?
  3. Из чего состоят мышцы?
  4. В чем особенность мышц?
  5. Как их нужно укреплять?

IX. Домашнее задание

  1. Учебник с.46-50 прочитать, ответить на вопросы;
  2. Тетрадь №19;
  3. Отгадать кроссворд;

  1. Главная функция скелета человека и животных (поддержка).
  2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека.
  3. Часть ноги от колена до стопы.
  4. Лицевая кость, в которой укреплены зубы.
  5. Совокупность костей, составляющих твердую основу, остов тела человека и животных.
  6. Дугообразная узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости, по библейской легенде именно из этой кости Адама была сделана Ева.
  7. Спинной хребет у человека и позвоночных животных, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг.
  8. Плоская кость грудной клетки, к которой прикрепляются ребра.
Adblock
detector