Меню

Мягкое небо укрепление мышц

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЦ МЯГКОГО НЁБА

1.Полоскание горла тяжелыми жидкостями (кисель, сок
с мякотью, варенец).

2. Глотание: а) слюны, б) капель воды, сока и т. п.; имита­
ция глотательных движений.

3. Позевывание, широко открывая рот.

4. Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос.

5. Вдох носом и ртом одновременно — выдох ртом (выдох
многократный, частый, толчкообразный, при напряженном
нёбе).

6. Произвольное покашливание.

7. Покашливание с высунутым языком

8. Имитация рвотного движения.

9. Имитация рвотногодвижения с высунутым языком

10. Сделан предварительнорвотное движение, громко откаш­
ляться
со звуком а.

11. Храпение на вдохе ивыдохе (подражание спящему).

12. Произнесение гласных звуков а, э, и, о, у на твердой
атаке.

13. Пропевание гласных звуков о, э, и, о, у.

14. Фиксируя мягкое нёбо в зеркале зрением, ритмично под­
нимать и опускать его, вначале сочетая поднимание с зевком
а затем без зевка.

15. Произносить, удерживая кончик высунутого языка паль­
цами: и. а, н. а. (Звук н отделяется от а паузой.)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается
в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет
до 5—10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик его касался
нижних зубов.

2. Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Высовывание языка
наружу «лопатой» (1)*: языку придается плоская широкая фор­
ма — так, чтобы он боковыми краями касался углов рта. В спо­
койном, расслабленном состоянии положение удерживается под
счет до 5—10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась,
широкий кончик языка лежал на губе, язык не высовывался да­
леко. Если долго не удается придать языку достаточно широкую
форму, то: а) произносить с вялым языком пя-пя-пя, бя-бя-бя;

б) на растянутый между губами язык задувать (выдыхать воздух);

в) нараспев тянуть звук и.

3. Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его
по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая.
Покусывания должны быть легкими.

4. Широкий язык с силой протискивается между зубами на­
ружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Губы в
улыбке.

5. Рот открыт. Губы растянуты — оскал. Высовывание языка
наружу «иголочкой» («жадом») (2); языку придается возможно
более заостренная форма. Следить, чтобы кончик языка не заги­
бался. Если это движение долго не удается, то: а) язык протис-

В скобках указаны номера иллюстраций на вкладке, с. I —VIII.

кивать между зубами или губами, сжимая его губами с боков; б) тянуться языком к отодвигаемому от него пальцу,карандашу или конфете; в) сильно вытягивать язык вперед, вправо, влево и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводить его к средней линии рта и фиксировать в таком положении.

6. Рот открыт. Губы в улыбке. Поочередное высовывание широкого и узкого языка: «лопатой» — «жалом» («иголочкой»). Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.

7. Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать по­переменно широко распластанным («лопатой») и узким («жа­лом», «иголочкой»). Следить, чтобы губы оставались неподвиж­ными.

8. Такие же движения языком, но внутри ротовой полости;
кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы. Рот
открыт. Губы в улыбке (следить, чтобы они оставались неподвиж­
ными).

9. Рот широко открыт, губы растянуты — оскал. Высовы­
вание широкого языка как можно дальше изо рта, а затем
втягивание его как можно глубже в рот, чтобы образовался
лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным.
Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на
зубы.

10. Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивание сильно высу­
нутого изо рта языка вправо и влево так, чтобы кончик языка
касался уголков рта (3, 4). Следить, чтобы челюсть и губы не
двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.

11. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать
верхнюю губу от одного уголка рта до другого, стараясь кончик
языка доводить до верхнего внешнего края губы. Следить,
чтобы губы не натягивались на зубы, язык доходил до уголков
рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двига­
лась.

12. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать
нижнюю губу из стороны в сторону. Кончик языка загибать до
внешнего края губы. Следить, чтобы губы не натягивались на
зубы, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без
скачков, нижняя челюсть не двигалась.

13. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать
губы, делая движение по кругу. Кончик языка доходит до внеш­
него края губ. Следить, чтобы движение языка было плавным,
без скачков, язык доходил до уголков рта. губы не натягивались
на зубы, челюсть не двигалась.

14. Рот закрыт. Облизывание зубовпол верхней губой из сто­
роны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше
Следить, чтобы челюсть не двигалась, губыне раздвигались.

15. Рот закрыт. Облизывание зубов под нижней губой из сто­
роны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше
Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.

16. Рот закрыт. Облизывание зубов под губами по кругу, за­
гибая кончик языка как можно больше. Следить, чтобы челюсть
не двигалась, губы не раздвигались.

17. Рот открыт. Облизывание зубов под верхней губой, кон­
чик языка заворачивая как можно больше. Следить, чтобы рот
не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.

18. Рот открыт. Облизывание нижних зубов под губой, как
можно больше заворачивая кончик языка. Следить, чтобы рот не
закрывался, нижняя челюсть не двигалась.

19. Рот открыт. Облизывание зубов под губами, выполняя
движение по кругу, как можно больше загибая язык. Следить,
чтобы рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.

20. Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в
одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась (5,6).

21. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком
упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть
и губы не двигались.

22. Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается
движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двига­
лась.

23. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верх­
ним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного
зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой сто­
роны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягива­
лись на зубы.

24. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по ниж­
ним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного
зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой сто­
роны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягива­
лись на зубы.

25. Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок,
горох и т. п. (Рекомендуется при малоподвижном языке).

Читайте также:  Какие мышцы работают при скандинавской ходьбе видео

26. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широ­
кий язык соответственно к верхней и нижней губе. Следить,
чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на
зубы, язык не сужался (7. 8).

27.Рот открыт.Губы в улыбке. Широкийкончик языка вста­
вить между верхней губой и зубами (9). затем между нижней
губой и
зубами (10). Следить,чтобы губы инижняя челюсть не
двигались, язык не сужался.

28. Рот открыт. Губы в улыбке Поднимать иопускать широ­
кий язык к верхним и нижним зубам (11). Следить, чтобы ниж­
няя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык
не сужался.

29. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать широкий язык к
носу и опускать к подбородку (12). Следить, чтобы губы не на­
тягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

30. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поло­
жить на бугорки за нижними зубами с внутренней стороны (13),
затем поднять на бугорки за верхними зубами, тоже с внутренней
стороны (14). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя че­
люсть и губы оставались неподвижными.

31. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить за
нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять вверх к мяг­
кому нёбу. Следить, чтобы язык все время оставался широким,
нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

32. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
погладить нёбо, делая движения назад-вперед. Следить, чтобы
язык оставался широким, а его кончик доходил до внутренней
поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта. Губы и
челюсть должны быть неподвижны.

При выполнении упражнений 29—32, чтобы предотвратить закры­вание рта. пользуются роторасширителем или пробкой. Проше способ с пробкой: в угол между челюстями вставляется пробка, она может быть резиновой или деревянной с проволочной руко­яткой для удержания между зубами. Можно использовать чистый палец.

33. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем
языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык
в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время
широким, а его кончик завернутым. Нижняя челюсть и губы
должны оставаться неподвижными.

34. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять к
носу, затем опустить к верхней губе, вставить между верхней
губой и зубами, прикоснуться к краю верхних зубов, дотронуться
до бугорков за верхними зубами, погладить твердое нёбо, делая
движение кзади. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были
неподвижны, язык не сужался.

35. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к
подбородку, затем поднять к нижней губе, вставить между ниж­
ней губой изубами, дотронуться до бугорков за нижними резца­
ми. Следить, чтобы нижняя челюсть игубы не двигались, язык
не сужался.

36. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким завернутым кончи­
ком языка прикасаться к верхним резцам с наружной стороны,
затем с внутренней («язычок перешагивает через зубы»). Следить,
чтобы нижняя челюсть игубы были неподвижны, язык не сужал­
ся при втягивании в рот.

37. Рот открыт. Губы в улыбке Широким кончиком языка
прикасаться к нижним резцам с наружной стороны, затем с внут­
ренней. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык при
втягивании в рот не сужался.

38. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
погладить верхние резцы с внутренней стороны, делая движения
сверху вниз. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны,
язык не сужался и не выходил за зубы.

39. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
погладить бугорки за нижними зубами с внутренней стороны
снизу вверх. Следить, чтобы губы и челюсть не двигались, язык
не сужался и не выходил за зубы.

40. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
дотронуться до нижних резцов с внутренней стороны, затем до
альвеол. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.

41. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
дотронуться до верхних резцов с внутренней стороны, затем до
альвеол. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставались не­
подвижными.

42. Рот открыт. Губы в улыбке. Вылизывать вогнутую сторону
ложки всей поверхностью кончика языка. Следить, чтобы ниж­
няя челюсть и губы были неподвижны.

Слизывание капель с вогнутой поверхности укрепляет самый кон­чик языка. Уменьшая последовательно размер ложки от столовой до ложечки для горчицы, можно добиться более тонких и точных движений

43. Губы в улыбке: а) закусывать зубами боковые края языка,
оставляя свободным только его кончик; б) при этом положении
языка загибать его широкий кончик к верхней и нижней десне.
Следить, чтобы губы оставались неподвижными.

44. Рот открыт. Губы в улыбке. Упираясь боковыми краями
языка в боковые верхниезубы почти до клыков, поднимать и

опускать широкий кончик языка, касаясь им верхнейи нижней десны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягива­лись на зубы.

Упражнения 43—44 довольно трудные, так как требуют активнос­ти края языка; в то же время они очень полезны для многих звукоустановок,поэтому должны тщательноотрабатываться

45. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка под­
водится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягива­
ясь вниз, в рот. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

46. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «желобком»,
«лодочкой» (15): боковые края лопатообразного языка подни­
маются, и по средней продольной линии языка образуется впа­
дина. Если это движение долго не удается, то полезно помо­
гать подниманию краев языка губами, осторожно надавливая
ими на боковые края языка. Иногда помогает надавливание
ребром шпателя (еще лучше — зондом) по средней линии язы­
ка, дети также могут помогать себе руками (следить за чисто­
той рук!).

47. Рот открыт. Язык высунут «желобком» («лодочкой»), не­
подвижен, а губы то широко раскрываются (оскал), то касаются
«желобка».

48. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык внутри рта «желобком»
(«лодочкой»).

49. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой»,
«ковшиком» (16, 17): боковые края и кончик языка поднимаются
вверх, спинка посредине ямкой опускается. Удержать положение
под счет до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы,
нижняя губа не поддерживала язык.

50. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой».
Сдувать ватку с кончика носа. Воздух при этом должен идти
посередине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы ниж­
няя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны
быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно их
слегка прижать. Нижняя губа не должна подворачиваться и на­
тягиваться на нижние зубы.

Читайте также:  Укрепляем мышцы спины малышу

51. Губы в улыбке. Широкий язык лежит между губами. За­
дувать на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить,
чтобы язык и губы были расслаблены, не напрягались. Язык
зубами не закусывать. Щеки не должны надуваться.

52. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упира­
ются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напря­
женным широким кончиком языка по верхней десне: т-т-т,

постепенно убыстряя темп. Следить, чтобынижняя челюсть недвигалась, губы оставались в улыбке, звук т носил характерчет­кою удара, ане хлюпал. Звук т надо произносить так. чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Кончик языка не должен подворачиваться.

53. То же. что в упражнении 52, но произносится звук д-д-д

54. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка
поднимать за верхние зубы и многократно произносить да-ды
сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп. Губы и
нижняя челюсть неподвижны, работает только язык. Следить,
чтобы произнесение носило характер четкого удара, кончик
языка не подворачивался иощущалась выдыхаемая струя воз­
духа. Для контроля надо поднести ко рту полоску бумаги.
При правильном выполнении упражнения она будет откло­
няться.

55. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык на
верхнюю губу и производить движения вперед-назад, стараясь не
отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала нужно
производить медленные движения, потом, постепенно убыстряя
темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки бл-бл (как
индюк «болбочет»). Следить, чтобы язык был широким. Язык
должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед. Ниж­
няя челюсть не двигается.

56. Губы в улыбке. Положить широкий кончик языка на ниж­
нюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек
липкой конфеты. Попросите ребенка приклеить конфету к нёбу
за верхними зубами. Следить, чтобы работал только язык: ниж­
няя челюсть должна быть неподвижна. Если нижняя челюсть
участвует в выполнении движения, можно поставить указатель­
ный палеи или пробку сбоку между коренными зубами. Упраж­
нение надо сначала выполнять медленно, постепенно убыстряя
темп.

57. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка при­
жать к нёбу за верхними зубами иоторвать со щелчком (пошел –
кать кончиком языка). Сначала упражнение выполняется медлен­
но, потом темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя челюсть не
двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь, губы не вы
тяги вались в «трубочку».

58. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка при
жать к нёбу за верхними зубами и беззвучно оторвать (беззвучне
пощелкать кончиком языка). Следить, чтобы губы и нижняя че­
люсть были неподвижны, кончик языка не загибался внутрь, кон-

чик языка упирался внёбо за верхними зубами ине высовывалсяизо рта.

59. Рот открыт, губы вулыбке. Широкий кончик языка упи­
рается в нижнюю десну, спинка языка выгибается, затем вырав­
нивается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оста­
вался у зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были не­
подвижны.

60. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при сомкну­
тых челюстях, а затем при разомкнутых челюстях.

Если присасывание не удается, то:

а) на спинку языка положить липкую конфету; ребенок ста­
рается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфетку;

б) полусогнутый указательный палеи наложить сверху на под­
бородок, а большим пальцем той же руки надавливать снаружи,
снизу вверх, на дно ротовой полости, подталкивая спинку языка
к нёбу.

61. Рот закрыт. Присасывание к нёбу и отрыв со щелчком от
него спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну,
челюсть не двигается.

62. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание к нёбу и отрыв
от него со щелчком спинки языка; кончик языка упирается в
нижнюю десну. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были
неподвижны.

63. Рот закрыт. Губы в улыбке. Присасывание всего языка
«лопатой» к нёбу и последующий отрыв от него со щелканьем
при сомкнутых челюстях.

64. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание всего языка
«лопатой» к нёбу и отрыв от него со щелканьем. Следить, чтобы
кончик языка не подворачивался внутрь, губы не вытягивались
в «трубочку», нижняя челюсть не двигалась.

Чтобы избежать движения нижней челюсти, пользуются рото­расширителем или пробкой. Можно использовать палец.

65. Спинка языка прижимается к нёбу, кончик упирается в
нижнюю десну. Раскрывание и закрывание рта при таком поло­
жении языка. Губы в улыбке.

66. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи­
рается в нижнюю десну; передне-средняя часть спинки языка
приподнимается до соприкосновения снижними резцами, а
затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы,
а нижняя челюсть не двигалась.

67. Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Кончик языка упирается
в альвеолы за нижними резцами. Язык с силой протискивается

между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спин­ке языка.

68. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи­
рается в нижние резцы. Выдвижение передней части спинки язы­
ка вперед (язык как бы «выкатывается» изо рта), а затем втяги­
вание ее в рот. Следить, чтобы язык не сужался, кончик его от
зубов не отрывался, губы и нижняя челюсть не двигались (18).

69. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи­
рается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается
вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опуска­
ется вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Если это движение не удается, то на первых порах корень языка подталкивается вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте.

70. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опущен вниз и
оттянут назад, спинка выгнута. Длительно произносить звук ы
(«как гудит пароход»). Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы
не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился
в глубине рта, спинка языка все время была выгнута.

71. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно
прижимаются к верхним коренным зубам, спинка языка проги­
бается вниз, кончик свободен. Делается движение языком впе­
ред-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Сле­
дить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались
на зубы.

72. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание широкого ло­
патообразного языка к нёбу и удержание его в таком положении
под счет до 10, а затем отрыв со щелчком. Следить, чтобы губы
и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были при­
жаты одинаково плотно (ни одна половина не должна опускать­
ся), кончик касался верхней десны. При повторении упражнения
надо открывать рот шире.

73. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание широкого язы­
ка всей плоскостью к нёбу. Не отпуская языка, закрывать и
открывать рот. При повторении упражнения надо стараться от­
крывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем
положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были не­
подвижны, не провисала одна из сторон языка, а кончик языка
касался верхней десны.

Читайте также:  Что сделать чтобы мышцы росли после тренировок

74. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний
край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук
ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не

должна натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить. чтобы дети произносили звук ф. а не звук л\ т.е. чтобы струя выдыхаемого воздуха была узкая, а не рассеянная.

75. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опускается к подбородку, на кончик языка кладется бумажный квадратик раз­мером 1×1 см и сдувается. Нижняя губа не должна подворачи­ваться и натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не звук х (выдыхаемая струя воздуха должна быть узкая, а не рассеянная).

ГИМНАСТИКА ГУБ И ЩЁК

1.Надувание обеих щек одновременно (25).

2. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка
воздуха из одной щеки в другую) (27, 28).

3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы
вытянуты вперед (26).

4. Попеременное надувание и втягивание щек.

5. Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются
вперед хоботком (29), а затем возвращаются в нормальное поло­
жение. Челюсти сжаты.

6. Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются
в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижи­
маясь к деснам (21), а затем вновь спокойно смыкаются.

7. Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях.
При вдохе хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят звуки
с, з, и.

8. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта и последующее
смыкание губ.

9. Оскал: а) оскал, челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с ос­
каленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.

10. Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим
закрыванием губами обоих рядов зубов.

11. Вытягивание губ широкой трубкой, воронкой при разо­
мкнутых челюстях (22).

12. Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи,
имитация надувания мыльного пузыря (23).

13. При широко разомкнутых челюстях губы втягиваются
внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам (32).

14. Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опуска­
ние их вниз при плотно сжатых челюстях.

15. Поднимание верхнейгубы; обнажаются только верхние
зубы.

16. Оттягиваниевниз нижней губы; обнажаются только ниж­
ние зубы.

17. Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих
губ: а) верхнюю губу поднять, б) нижнюю губу опустить, в) верх­
нюю опустить до нормы, г) нижнюю поднять до нормы.

18. Имитация полоскания зубов: воздух изнутри сильно давит
на губы (этому движению вначале можно помочь поочередным
надуванием щек).

19. Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.

20. Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбра­
сыванием ее при раскрытии рта (чмокание).

21. Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.

22. Вибрация губ (фырканье лошади).

23. Движение губ хоботком влево, вправо; так же — растяну­
тыми губами.

24. Вращательное движение губ хоботком: вверх, влево,
вниз, вправо; сначала движения выполняются раздельно, потом
слитно.

25. При сомкнутых челюстях нижняя губа движется вправо,
влево.

26. Такое же движение верхней губой.

27. При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы поднима­
ются к носу и опускаются к подбородку. Дыхание через нос.

28. Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ):
а) упражнения с присоской; б) сильно надувать шеки, по воз­
можности удерживая губами воздух в ротовой полости: в) удер­
живать губами карандаш, пластмассовые, стеклянные трубочки
(при дыхании воздух проходит по обоим углам рта — сразу или
поочередно); г) удерживать губами марлевую салфетку (делается
попытка ее выдернуть).

29. Укрепление губ при беззвучном произнесении:

в) при беззвучном чередовании движений от а к и, от о к у и
обратно;

г) при беззвучном плавном переходе от у к о от а к о. от о к
у и обратно;

д) при беззвучном артикулировании ряда с плавным перехо­
дом и-а-о-у и в обратном порядке.

30 Выдувание воздуха поочередно каждым углом рта.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ВЫРАБОТКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УКЛАДОВ

Уклад органов артикуляции. При произнесении звука с губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку; перед лабиализован­ными гласными губы округляются. Зубы сближены на 1—2 мм. верхние инижние резцы обнажены. Кончик языка широкий,упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зу­бов. Передняя часть спинки языка широкая, приподнимается к верхним альвеолам и образует с ними щель в форме желобка. Средняя часть спинки языка опущена, в середине ее образуется продольный желобок. Задняя часть спинки языка незначительно поднята. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. При таком укладе образуется узкий проход (круг­лая щель) вдоль языка по средней его линии. Проходя через эту щель, сильная выдыхаемая струя воздуха вызывает свистящий шум. Чем уже щель. тем шум выше. Чем шире щель — тем шум более низкий, переходящий в «шепелявый». Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. Мягкое нёбо поднято, прижато к зад­ней стенке глотки изакрывает проход воздушной струе в носовую полость. Голосовые связки разомкнуты ине производят голоса.

При произнесении мягкого с ‘губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого с, инапрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому нёбу ине­сколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

При артикуляции з и з’ в дополнение к артикуляционному укладу парных им глухих звуков голосовые связки смыкаются, напор воздушной струи ослабевает.

При произнесении звука ц губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного. Расстояние между зубами 1—2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Перед­няя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или аль­веолам, с которыми производит смычку; боковые края языка прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым эле­ментом (как при с), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементами не улавливается ни на слух,

ни артикуляционно, так как они слиты воедино. Мягкое нёбо поднято изакрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты, звук глухой. Выдыхаемая струя воздуха сильная.

Выработке необходимых движений языка иобразованию воз­душной струи способствуют следующие упражнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector